Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Возвращение в Европу»

Задачи хорватского президента Стипе Месича
18 января, 2005 - 19:55
МЕСИЧ ХОЧЕТ ДОБИТЬСЯ ЧЛЕНСТВА ХОРВАТИИ В ЕС К 2007 ГОДУ / ФОТО РЕЙТЕР

Результаты второго тура президентских выборов, прошедшего в Хорватии в воскресенье, в принципе, были известны заранее. Как и предполагалось, с большим отрывом победил действующий президент Стипе Месич. Ему отдали предпочтение около 66% избирателей, в то время как кандидат от правящей партии Хорватский демократический союз (ХДС), заместитель председателя правительства Ядранка Косор получила только 34 % голосов. Очевидно, значительный процент оппозиционно настроенных к действующему правительству голосов оттянуло рекордное для Хорватии количество кандидатов в президенты — 13 человек. В частности, кандидат Борис Микшич, внепартийный бизнесмен, постоянно проживающий в США, в первом туре набрал целых 17,78%.

Существенных расхождений между основными кандидатами в принципе не было. Оба они главной своей целью провозгласили вступление Хорватии в Европейский Союз, дальнейшее проведение экономических и социальных реформ, сотрудничество с Гаагским трибуналом. Последний момент — один из самых важных и, в то же время, наиболее болезненных вопросов на пути хорватского «возвращения в Европу». Речь идет в первую очередь о выдаче нескольких хорватских генералов, которых большинство населения страны считает национальными героями, завоевавшими Хорватии независимость и защитившими ее от югославской армии. Об эти камни в свое время споткнулось предыдущее правительство социал-демократов, когда в 2001 году намерение выдать двух генералов натолкнулось на массовые акции протеста. Сегодня главным политическим силам Хорватии уже некуда отступать. ЕС выдвинул жесткие требования к стране. Хотя конкретная дата вступления никогда в принципе не называлась, сами хорваты в свое время рассчитывали на 2007 год. Но уже сегодня очевидно, что компанию Болгарии и Румынии Хорватия вряд ли составит. Во многом именно из-за своего не очень большого стремления выдавать международному трибуналу военных преступников, в частности, известного генерала Анте Готовину. Так что сегодня речь идет уже о 2009 — 2010 гг. как дате вступления страны в ЕС.

Стипе Месич — очень известный и авторитетный политик в Хорватии и за ее пределами. С его именем справедливо связывают выход страны из затяжного кризиса 90-х годов, когда она фактически находилась в изоляции, иностранный капитал не пересекал ее границ. Как сказал сам Месич в одном из своих предвыборных интервью, главная проблема заключалась в том, что приватизация в Хорватии проходила во время войны и почти без контроля со стороны закона, в результате чего подавляющее большинство собственности оказалось в руках какой-то сотни людей. Коррупция и 20%-я безработица, внешнеполитический и внутренний экономический кризис — вот с чем пришла Хорватия к 2000 году, когда Стипе Месич впервые победил на президентских выборах. Он сменил на этой должности умершего одиозного лидера тогда националистического ХДС Франьо Туджмана.

С тех пор Хорватия сделала мощный рывок в развитии. Сегодня средний доход на душу населения составляет около 450 евро. На 4,75 миллионов жителей в прошлом году пришлось около 8 миллионов иностранных туристов. На предварительных переговорах в Брюсселе летом 2004 года была одобрена кандидатура Хорватии на вступление в Евросоюз. Согласно выводу Еврокомиссии было признано, что: «Хорватия имеет стабильные демократические институты, которые функционируют должным образом и в пределах своей компетенции», «выборы 2000 и 2003 гг. были свободными и честными» (кстати, прошедшие президентские выборы стали первыми в истории послевоенной Хорватии, которые прошли без мониторинга международных наблюдателей); «оппозиция участвует в работе политических институтов»; «не существует существенных нарушений принципа верховенства закона и фундаментальных прав». Были восстановлены дипломатические отношения с бывшим врагом — Республикой Сербией и Черногорией.

У оппонента Месича Ядранки Косор за плечами другой багаж. ХДС — правящая партия кризисных 90-х. Да, она завоевала победу на последних парламентских выборах 2003 года, а ее лидеры неоднократно подчеркивали, что партия уже избавилась от изоляционистских и националистических тенденций. Но сегодня в Европе эпоха партий несколько другой окраски. Правый патриотизм, возможно, и соответствует нынешним настроениям хорватов, но не является тем багажом, с которым государство может быстро двигаться в направлении Евросоюза. В своей кампании Ядранка Косор делала акцент на гендерном вопросе. Она неоднократно отмечала, что в случае ее избрания президентом Европа увидит, какой «зрелости достигли хорваты, проголосовавшие за женщину-кандидата».

Работы у переизбранного Стипе Месича будет очень много. Так, у Хорватии до сих пор не решен болезненный вопрос спорных территорий с соседней Словенией, которая уже является членом ЕС. Совсем недавно, в сентябре 2004 г., у Пиранского залива Адриатического моря, который оспаривают оба государства, были арестованы несколько словенских граждан, включая лидера оппозиционной Народной партии. Арестованы за проход на территорию Хорватии, которую словенцы считают своей. Тогда премьер-министр Словении заявил, что его страна не поддерживает заявку Хорватии на вступление в ЕС, которая должна рассматриваться в мае 2005 года.

Так же остается нерешенной проблема возвращения сербских беженцев. Из 280 тысяч людей на сегодня домой смогли вернуться только 100 тысяч. Есть также и замечания по поводу прав этнических меньшинств. Среди которых, кстати, есть немало и украинцев, также пострадавших в прошлой войне. Несмотря на все эти вопросы, Стипе Месич несколько популистически обещает привести свою страну в ЕС в 2008 году. Однако вряд ли ему это удастся.

Оппозиционный кандидат, поддержанный блоком левоцентристских партий, одержал блестящую победу. Однако его положение как президента страны не легкое и принципиально расклад сил в хорватской политике не изменит. После внесения изменений в конституцию в 2000 году, которыми многие полномочия президента были переданы правительству, функции Месича — скорее представительские. Действительно, именно он предлагает кандидатуру главы правительства парламента. Но при наличии большинства в законодательном органе партии-оппонента, любая другая кандидатура, кроме лидера ХДС, вряд ли имеет шансы на утверждение. Значения должности президента скорее придает сама фигура авторитетного Стипе Месича, который является своеобразным противовесом правой ХДС.

Хорваты не рискнули отдать всю полноту власти в руки одной партии. В то же время результаты голосования являются сигналом парламентскому большинству и сформированному ей правительству. Эти результаты можно трактовать и как вотум недоверия власти, неудовлетворенность граждан ее работой. Полуторагодичный промежуток времени между проведением парламентских и президентских выборов при условии парламентско-президентской формы правления, как видим, имеет свои позитивы и негативы. С чем, кстати, еще придется встретиться Украине, при условии, разумеется, реализации политической реформы. Что же касается Хорватии, то на самом деле независимо от того, кого она выбирает себе президентом, — главная стратегическая цель этого государства — вступление в ЕС, так или иначе будет достигнута. И этим она откроет процесс возвращения в Европу бывших республик Югославии. Сегодня на Хорватию и ее опыт реформ с надеждой смотрят другие страны Западных Балкан.

Ирина ПАВЛЕНКО, старший консультант Национального института стратегических исследований, кандидат исторических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ