Давно говорится, что проекты увеличения потребления газа, преимущественно российского, странами Западной Европы могут повредить украинским интересам. Ситуация, связанная с проектами строительства газопроводов из России на Запад в обход Украины хотя и угрожающая, но не безнадежная, говорится в исследовании «Газовый треугольник ЕС — Украина — Россия», презентованном Центром им. Разумкова.
Украина ежегодно пропускает транзитом около 120 млрд. кубометров газа, что составляет 90% всего российского экспорта газа. Россия, будучи заинтересованной вместе со странами ЕС в диверсификации путей доставки газа, сооружает альтернативные трубопроводы — «перемычку» между Польшей и Словакией (строительство которой сейчас заморожено), трубопровода Ямал — Европа (строительство также не развивается), систему «Голубой поток». Западная Европа планирует увеличить потребление газа в течение последующих двадцати лет, причем в первую очередь за счет увеличения поставок из России (они, по данным экспертов, будут составлять до 40% общего объема потребления, а новые страны- члены ЕС будут зависимы от российского газа еще больше). Сооружение новых газопроводов повлечет к уменьшению фактической монополии Украины как главной транзитной страны.
Добыча газа в России ежегодно снижается. Следовательно, по новым «трубам» будет транспортироваться тот самый газ, который до сих пор проходил через Украину. «Украина оценивается как ненадежная страна», — говорит по этому поводу представитель Президента в Кабинете Министров Владимир Лановой. Из-за плохого технического состояния своего газового хозяйства, из-за конкуренции, из-за недоверия со стороны России. «Нужно доказать, что мы являемся реальным партнером», — считает Лановой.
Многое в решении этих проблем будет зависеть от того, каким будет новый парламент, считает председатель профильного комитета ВР Александр Гудыма, от того, как он будет действовать, будет ли он защищать украинские интересы. В украинских интересах, по его словам, — реализация проекта транспортировки газа в Европу из Ирана через территорию Украины, в котором заинтересованы и Киев, и Тегеран. Проблема — в позиции Вашингтона. «Реализация этого проекта возможна, если правительство США прислушается к голосу своих европейских партнеров».
Следует создать благоприятные внешние условия, жестко поставить перед Россией вопрос о фиксированном объеме транзита и о возможности экспорта собственного газа, требуется, чтобы была политическая воля это реализовать, убежден госсекретарь МИД Александр Чалый. По его оценке, Запад, перед которым также стоит проблема диверсификации поставок, будет нуждаться не только в российском газе. Украина же единственная страна, которая может привлечь к себе газовые потоки из Центральной Азии, поскольку она имеет наиболее выгодную стратегическую позицию. То есть не все сходится на России.
Эксперты Центра Разумкова рекомендуют украинскому руководству обратиться к России с вопросом о недопустимости реализации проекта сооружения «перемычки», поскольку это противоречит положениям «Большого договора». А в случае неудачи — в международный арбитраж, поскольку, по их мнению, таким образом нарушается сразу несколько статей Европейской энергетической хартии. Мнение об экономической нецелесообразности проекта «перемычки», высказанное министром ТЭК Гайдуком, разделяют и западные эксперты — в частности, представители компании «Шелл».
Отдельный вопрос — приватизация газотранспортной сети, необходимость участия в ней капитала российского, украинского и западного. На этом настаивают и российские, и западные эксперты. Приватизации украинского газового хозяйства в ближайшие годы не будет, — заявил премьер- министр Кинах. Проблема в том, что без модернизации существующей системы включение Украины в энергетические программы ЕС в ходе ее европейско-интеграционных устремлений будет выглядеть весьма сомнительным. Россия же и впредь будет иметь рычаги для давления, естественном образом применяя их «по праву сильного» .