Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Время кризисов

Как ЕС решит «бюджетную проблему»?
11 июля, 2005 - 20:26

Не прошло и двух декад после провала конституционных референдумов во Франции и Голландии, как в ЕС развернулся еще один политический конфликт. На саммите Евросоюза по вопросам формирования бюджета на 2007 — 2013 годы главам правительств не удалось достичь консенсуса. Самыми дискуссионными стали вопросы размера бюджетных субсидий в сельское хозяйство и сокращение льгот Великобритании в формировании бюджета. Основными «конфликтерами» выступили премьер-министр Великобритании Тони Блер и президент Франции Жак Ширак. Британская сторона соглашалась на уменьшение своих льгот только при условии сокращения субсидий для сельского хозяйства, которые сейчас составляют 40% бюджета. Категорически против этого условия выступила Франция — самый большой получатель этих субсидий в ЕС, обосновывая свою позицию договоренностями 2002 года о замораживании доплат в сельском хозяйстве до 2013 года.

Ситуация с более поздними сроками принятия бюджета ЕС не нова. Несут потери в результате этого кризиса, в первую очередь, новые члены ЕС: от Эстонии до Болгарии. Поскольку формирование этого финансового документа ЕС продолжается около полутора лет, то программы региональной помощи ЕС не начнутся вовремя. Несмотря на взаимные обвинения Франции и Великобритании в доминировании эгоистических интересов и нежелании достигать компромиссов, причины нынешнего политического кризиса в ЕС носят более глубинный характер. По выводам специалистов, доминирующая до недавнего времени французско-немецкая модель функционирования ЕС, которой свойственна расходная социальная политика, уступает экономически более либеральной модели, предлагаемой Великобританией. И нынешний политический кризис в ЕС является определенным свидетельством исчерпанности нынешней модели ее развития. Эксперты отмечают, что признаками этого является: несклонность к дальнейшей интеграции; отсутствие движущей силы дальнейшего развития; незначительная вера в смысл определенного пятьдесят лет назад пути мирного сосуществования; недостаток понимания между обществом и элитами с одной стороны, с другой — между старыми и новыми членами ЕС; неприятие и страх перед реформами, которые бы улучшили экономическую ситуацию. Определенные надежды на отыскание путей решения этого кризиса связываются с полугодовым председательством Великобритании в ЕС, который начался 1 июля. У этой страны есть опыт успешной реализации стратегий модернизации и сейчас ей удалось построить самую мощную и динамичную экономическую систему на континенте, удерживая уровень экономического роста почти в два раза выше, чем у стран зоны евро — независимо от того, председательствовали левые или правые. Более эффективной является также модель социальной политики Великобритании — инвестиции в ее социальную сферу в течение последних пяти лет выросли больше, нежели в любой другой европейской стране. Британское правительство имеет опыт успешной борьбы с безработицей, в первую очередь среди молодежи, благодаря реализации долгосрочных программ занятости, в то же время в Европе количество безработных составляет нынче около 20 млн. человек.

Именно на этот опыт ссылался премьер-министр Тони Блер на заседании Европарламента, предлагая и пути достижения компромисса в формировании бюджета, и собственное видение нового обустройства Европы. В вопросах формирования бюджета Великобритания соглашается на уменьшение своих льгот в налогообложении, но вместо этого требует, во-первых, перераспределения этих средств в пользу новых членов ЕС, а во-вторых, реформирования Общей политики в сфере сельского хозяйства, в частности, уменьшения объемов субсидий с 2010 года.

В более длительной перспективе, по предложению Великобритании, выходом из кризиса может быть только смелое изменение приоритетов в ЕС. Тони Блер считает, если ЕС повернется спиной к вызовам глобализация и не осуществит реформы, то может потерпеть стратегическое поражение. Целью социальной модели государства, по Блеру, должно быть повышение конкурентоспособности ЕС в условиях глобализации. Путем к достижению этой цели является реализация Лиссабонской стратегии, которая предлагает инновационный путь развития общества. Это бюджетные инвестирования, прежде всего в образование, в активную политику на рынке труда, в создание научных парков, оживление городов, в помощь малому бизнесу.

Что касается дальнейшей судьбы конституции ЕС, то Блер отметил необходимость «открытой дискуссии о будущем Европы», одновременно подчеркнув, что Великобритания считает необходимым дальнейшее расширение ЕС и выполнение обязательств перед Турцией и Хорватией. Вопрос о том, какой должна быть новая Европа и на каких основаниях следует ее строить, стал еще более актуальным после поражения саммита ЕС по вопросам бюджета. Одной из причин нынешнего кризиса в ЕС британский премьер-министр считает, прежде всего, кризис политического лидерства. По сути, это заявление британского премьер-министра можно расценивать как вызов доминированию в ЕС Германии и Франции, которые сейчас являются проводниками Европы. При нынешних обстоятельствах у Великобритании есть шансы усилить свое влияние в ЕС и конкурировать за лидерство с Германией и Францией, которые ослаблены сложным экономическим положением и непопулярностью правящих политических сил внутри этих стран. Нынче определенные позиции британского правительства имеют поддержку стран Скандинавии.

Нынешний кризис в ЕС поставил на повестку дня пакет вопросов, решение которых, с одной стороны, нуждается в принятии неотложных решений, с другой — возможно только в долгосрочной перспективе. Аналитики считают, что шансы Великобритании обеспечить принятие именно британской модели модернизации ЕС являются незначительными, поскольку Германия и Франция способны эти действия заблокировать. Таким образом, определение принципов дальнейшего функционирования ЕС будет зависеть от заключенных между этими странами договоренностей и достигнутых компромиссов. В то же время, активные действия Великобритании, направленные на обеспечение себе статуса одной из стран-лидеров ЕС, могут иметь последствием изменения в расстановке сил в Евросоюзе, в частности, обеспечить большее влияние стран Центрально-Восточной Европы на принятие решений в евроструктурах. Именно в этом контексте Польша уже делает определенные активные шаги, направленные как на усиление своих позиций в ЕС, так и на обеспечение доминирования в субрегионе ЦВЕ.

В конце следует отметить, что вследствие преодоления нынешнего кризиса ЕС существенным изменениям могут быть подвержены и уставные принципы функционирования ЕС, и численность и конфигурация субъектов влияния. Это значит, что Украине необходимо обеспечить создание «круга союзников» для содействия в реализации евроинтеграционной стратегии и предусмотреть формирование адекватных механизмов корректировки поэтапности ее реализации.

Ирина САЛО, кандидат политических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ