На момент, когда этот текст подписывался в печать, Россия сократила поставки газа в Беларусь на 30 процентов, обещая довести сокращение до 85 процентов, что означает де-факто чуть ли не полное перекрытие газового вентиля для Минска. Ведь около 15 процентов поставок поступающего газа нужно для поддержания газотранспортной системы страны в рабочем состоянии.
Символично, что Россия пошла на столь решительные меры накануне 22 июня, дня начала Великой Отечественной войны, в которой с россиянами, по выражению белорусского президента, в «одних окопах гнили». Однако это не помешало российскому руководству выставить пятидневный ультиматум с целью выбить из белорусов 192 млн долларов накопившихся долгов за поставленный российский газ. Напомним, что сейчас контрактная цена голубого топлива для Беларуси во втором квартале составляет 184,8 доллара за тысячу кубометров. В первом квартале текущего года она находилась на уровне 169,2 доллара, в третьем вырастет до 193—194 долларов, в среднем по году ожидается на уровне 187 долларов. Беларусь же весь год платила 150 долларов за тысячу кубов (прошлогодняя цена за газ. — П.Л.), таким вот образом задолжав эти самые 192 миллиона долларов.
Если сказать, что такое поведение белорусских властей представляет некое своеобразное ноу-хау в отношениях с россиянами, то это будет неправдой.
Заключенные на 2007 год контракты с российским «Газпромом» предусматривали цену на поставляемый в Беларусь газ на уровне 100 долларов за 1 тысячу кубометров. Но белорусская сторона вычленила свою цену, и в результате где-то к середине июня накопилось долгов перед россиянами на сумму чуть ли не в полмиллиарда долларов. Правда, тогда, после сравнительно недолгих препирательств и разборок, Минск пошел на полное погашение долга.
В то время о всемирном экономическом кризисе ничего не было слышно, белорусская экономическая машина ежегодно продолжала на-гора выдавать под 10 процентов валового экономического роста. Совсем другое дело теперь.
Внешнеэкономических долгов накопилось по самое не хочу. И скоро президентские выборы. А именно под них обещалась белорусам средняя зарплата в 500 долларов. При этом негативные последствия экономического кризиса, мягко говоря, не преодолены.
Еще в самом начале пятой газовой войны (с 1995 года их уже было четыре) Александр Лукашенко заявил: «Мы ведем сейчас соответствующие переговоры. Если исходить с точки зрения России, это долг. Если исходить из того, что я сказал, то никакого долга нет. Я думаю, договоримся. ...Нельзя нас таким образом наклонять (...) Для Украины цена понизилась на 30%, для Венгрии идет понижение — почему для нас решили поднять цену на 30%?».
Правда, потом со стороны руководителя белорусского государства слова пошли эмоциональнее: «Экономика Беларуси сегодня фактически работает на российскую экономику. И не надо тут впихивать, что мы на дурняк хотим прожить! Нет, мы очень большую пользу приносим России, начиная от производства и заканчивая обороной и другими вопросами... Много на этом россияне и «Газпром» не наживутся, а вот потерять могут многое».
Пока эти потери выразились в том, что, как свидетельствует официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов, Беларусь готова к отбору газа из транзитной системы. Кстати, белорусская сторона предлагала и предлагает некий взаимозачет. Россияне оплачивают долг по транзиту через белорусскую территорию в 217 млн долларов, который, по словам того же Куприянова, «Газпром» признает. Белорусы в ответ переводят 192 млн долларов за накопившиеся долги по поставляемому газу. Но Куприянов заявил, что белорусы, мол, чуть ли не мешают рассчитаться с долгом за транзит.
Кроме того, представители белорусского правительства готовы были в счет долга предложить технику, другие товары отечественного производства. На что последовала достаточно издевательская реплика российского президента: «Газпром» ничем не может принимать оплату за долг — ни пирогами, ни маслом, ни сыром, ни другими средствами платежей...».
Не устроило россиян и отсрочка платежей до 5 июля текущего года.
В результате пятая газовая война между «ближайшими» союзниками как раз-таки 22 июня вошла в более чем серьезную стадию. Российский премьер-министр поставил в известность Евросоюз о возможных шагах белорусов по отбору российского газа, транспортируемого в европейские страны. Он же заявил, что Украина готова «подстраховать» «Газпром» в случае необходимости. Мол, через газотранспортную систему «Укртрансгаза» «можно прокачивать и 120, и 130 миллиардов кубометров газа, и чуть больше». Путин же поручил ускорить строительство хранилища газа в Калининградской области.
Короче, налицо «военные» действия в полном разгаре.
Сказать, что Беларуси нечем платить за газовые долги, тоже будет неправдой. Бывший главный банкир страны Станислав Богданкевич публично заявил, что активов страны только в свободно конвертируемой валюте насчитывается не менее трех миллиардов долларов. Да и для «Газпрома» эти 200 млн долларов белорусских долгов тоже далеко не панацея. Были времена, когда белорусы должны были российскому газовому монополисту и миллиард. И ничего, разруливали.
Тогда в чем же дело? К чему могут привести теперешние «военные» действия, с каждым днем набирающие обороты?
Вот тут чуть ли не в первый раз за все годы белорусского суверенитета мнения независимых экспертов довольно серьезным образом разошлись.
Одна часть считает, что таким образом Россия уже чуть ли не заранее хочет сказать, что не признает результаты грядущих президентских выборов в Беларуси и что для нашей страны уже началась некая совсем другая политическая реальность.
Другая часть убеждена, что таким поведением белорусский лидер набирает себе дополнительные очки перед теми же президентскими выборами. Мол, во время предыдущих избирательных кампаний подобного масштаба главными врагами были оппозиция и Запад, а теперь самое время выставить в этом амплуа злую Россию, которая в конечном итоге проглотит очередную «элегантную» победу А.Г.
Политолог Сергей Николюк специально для «Дня» сказал, что не стоит ждать даже от этой самой, пожалуй, серьезной газовой войны каких-то однозначных скоропалительных очков как для Москвы, так и для Минска: «Российские официальные лица неоднократно подчеркивали, что не видят альтернативы Александру Лукашенко во время предстоящих президентских выборов. Да и сама оппозиция вряд ли теперь в состоянии выдвинуть такую мощную фигуру. Я просто не представляю, что Россия не признает итогов выборов президента в Беларуси. В конце концов, мы пока живем в едином Союзном государстве!».
Правда, на этот раз, по мнению С. Николюка, вряд ли состоится очередное братское «разруливание» белорусско-российских завалов: «Россия разозлена невступлением Беларуси в Таможенный союз. Очень недовольна она и тем, что А. Лукашенко демонстративно приютил К. Бакиева у себя, в Минске. Надоели ей и пустые обещания продажи наиболее рентабельных белорусских предприятий. Посему трудно рассчитывать на «братские» белорусско-российские объятия в обозримом будущем».
Наверное, постепенно и в Беларуси приходят к пониманию, что за независимость надо платить. И какую цену, мы еще толком не осознали.
КСТАТИ
Вчера днем президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что «Минск нашел деньги и вскоре оплатит российский газ». При этом он распорядился перекрыть транзит газа до тех пор, пока «Газпром», в свою очередь, не оплатит свои счета за транспортировку топлива. «Я приказал правительству перекрыть транзит российского газа через территорию Беларуси, пока «Газпром» не заплатит долг за транзит», — сказал Лукашенко вчера на встрече с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. «Газпром» должен нам 260 млн. долларов, это вместе с транзитом в мае», — цитирует РИА «Новости» белорусского президента, который предложил произвести взаимозачет долгов.