Была в прошлом популярная песня композитора Никиты Богословского и поэта Николая Доризо «Давно не бывал я в Донбассе». Так сложилось, что в столице Азербайджана довелось быть более десяти лет назад, так что давно не бывал я в Баку. Мои знакомые в один голос говорили: «Город не узнаешь». И надо сказать, что новая встреча со старым знакомым действительно произвела неизгладимое впечатление.
Когда через два с половиной часа полета из киевской промозглости попадаешь в бакинскую осень с температурой 18-20 градусов и ярким солнцем, начинаешь ощущать всю притягательность этой земли. Но тут же местный климат подсказывает правильность происхождения названия столицы Азербайджана — «Бадкубе — Удар ветра». Хотя современные исследователи считают, что это довольно позднее название, известное с XVII века. Тем не менее резкие порывы довольно холодного ветра всякий раз напоминали, что зима приближается, и название городу дано было не зря.
Столица Азербайджана — город живописный, яркий. Город-праздник, город-фестиваль. Чарующий коктейль из запахов еще теплого моря, восточного базара, фантастически вкусной кухни. Волшебный город, террасами сбегающий к подковообразной бухте Каспия. Баку принимает любую культуру, любой язык, любую веру. Здесь мечеть соседствует с синагогой, а католическая кирха — с православным храмом. Баку — западный город с восточным очарованием или восточная столица с западным шармом. Подходит любой вариант.
Город воспевали Александр Дюма-отец, Сергей Есенин, Максим Горький, Владимир Маяковский. Он очень кинематографичен. На бакинских улицах снималась классика как советского, так и мирового кинематографа — от «Бриллиантовой руки», «Человека-амфибии» и «Тегеран-43» до приключений агента 007 в англо-американском фильме «Завтра никогда не умрет» и российского «Брак по завещанию». Юрий Никулин, Игорь Костолевский и Пирс Броснан, Анастасия Вертинская и Софи Марсо превращали улицы Баку в сцены для демонстрации своего таланта. И понятно почему. Город многоликий. Именно поэтому ему так легко удавалось в кино перевоплощаться и в Буэнос-Айрес, и в Тегеран, и в Стамбул. Кинематограф обязан Баку еще и тем, что в этом городе родились оскароносец Владимир Меньшов и Эммануил Виторган. И наука ему обязана многим. Бакинцами являлись Нобелевский лауреат, физик Лев Ландау и известный химик Марк Далин. Да и экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров также родился в этом городе. Всех знаменитых бакинцев перечислять нет возможности. Вспомним Серго Закариадзе и Мстислава Ростроповича.
Но никакая — даже самая замечательная — история не заменяет современности. А именно в этом шокирующие изменения, произошедшие с этим замечательным городом.
Баку — огромная стройплощадка. Старый город полностью отреставрирован, замечательные дома, построенные в начале ХХ века бакинскими нефтепромышленниками, пришедшие в упадок в советское время и в период внутреннего противостояния в начале 90-х годов, снова радуют глаз своим первозданным великолепием, прекрасным сочетанием восточного стиля и европейского модерна. Именно это придает центру города совершенно непередаваемый стиль, в котором сошлись в своих самых лучших чертах восток и запад. Неправ был Киплинг. Соединились на Апшеронском полуострове две стороны света, две культуры. Они не только мирно сосуществуют, а дали мощнейший импульс развитию города.
Сказать, что в Баку строится много, это ничего не сказать. Современные здания устремляются вверх. Их много, очень много. Одни уже блестят на ярком солнце своими большими окнами, другие скоро будут закончены, у третьих только закладывается фундамент. Но очень важно, что все это гармонирует с исторической частью, в которой современных зданий практически нет. Кроме тех, что достались от советского периода. Да и тех осталось совсем немного. В городе снесены хрущевки, столь привычные нашему взгляду. Старина оберегается, но современность ее окружает.
Экономический и финансовый кризис практически не затронул Азербайджан. Конечно, головокружительного роста прежних лет нет, но все-таки 9% роста ВВП в прошлом году удалось достигнуть. И дело не только в нефти и газе, хотя доходы от их продажи, даже упавшие в 2009 году, были достаточно внушительными. Мало иметь много денег, надо их правильно использовать. Мы имеем достаточно много примеров, как доходы от углеводородов не приносили стране процветания. Даже наоборот, ухудшали ее экономическое и финансовое положение.
Сейчас в это трудно поверить, но еще в 2004 году Азербайджан импортировал 4 млрд. куб. м газа из России. Также импортировалась электроэнергия. И это в стране, буквально истекающей голубым топливом. Сейчас об этих временах вспоминают с некоторой улыбкой. Теперь газ и электроэнергия экспортируются соседям, а также отправляются в дальние страны. Президент Ильхам Алиев сказал: «Когда мы начинали его строить (трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан в 2003 г. — Авт.), уровень добычи нефти в Азербайджане был где-то порядка 15 — 16 млн. тонн. Сегодня в Азербайджане добывается более 50 млн. тонн... Сегодняшний уровень добычи (газа. — Авт.) в Азербайджане составляет около 30 млрд. куб. м. Внутреннее потребление — порядка 10 — 11. Мы можем за короткое время нарастить добычу газа до 40 либо даже 50 млрд. куб. м». Понятно, что это приносит значительный доход. Но деньги были направлены не только в нефтегазовый сектор. Азербайджан всегда импортировал продовольствие. Вспоминаются времена, когда в бакинских магазинах молочные продукты были сплошь импортными. В основном из России и Турции. Ныне страна практически продовольствие не покупает, наоборот, значительные объемы экспортируются.
Нам довелось 12 лет назад беседовать на эту тему с отцом нынешнего президента Гейдаром Алиевым. В стране его почитают как отца нации, и это заслужено. Современный Азербайджан ему многим обязан. Тогда Гейдар Алиевич сказал, что стоит задача добиться продовольственной независимости. Многим это казалось недостижимым. Даже в советское время зерно и мясо в республику привозили. Оказалось, что все возможно, если за дело взяться умело. В первую очередь государство способствовало становлению фермерских хозяйств, которые получили льготные кредиты. Что делается и сегодня. Частично оплачиваются из соответствующих фондов затраты на горючее. Во-вторых, был создан благоприятный инвестиционный климат для иностранных инвесторов. В частности, турецкий капитал активно проникал в животноводство, в производство молочных продуктов. Много внимания уделялось и продолжает уделяться перерабатывающей промышленности. Мало вырастить, нужно сохранить и переработать. Много было вложено в сельскохозяйственную инфраструктуру. Результат не замедлил сказаться, о чем мы уже говорили. К тому же были созданы тысячи рабочих мест. В первую очередь, в провинции, что позволило смягчить очень острую проблему безработицы, способствовать оттоку населения из столицы, что дало большой социальный и демографический эффект.
Но вернемся к строительству. В стране действует большое количество как иностранных, так и отечественных компаний. Им нужны офисы, цеха и складские помещения. Спрос рождает предложение. Высотные здания, промышленные объекты должны его удовлетворить. Но это только часть проблемы. Большое внимание уделяется жилищному строительству, ведь проблема обеспечения жильем существует. При этом надо учесть, что есть сотни тысяч беженцев и внутренних переселенцев. Это следствие неурегулированности конфликта вокруг Нагорного Карабаха. На покупку жилья дается ипотечный кредит под низкие проценты с длительным периодом погашения. Для беженцев строятся дома и поселки с развитой социальной инфраструктурой. Как сказал президент Ильхам Алиев, на это тратятся сотни миллионов долларов. Кроме того, созданы такие условия, чтобы в строительство приходил иностранный капитал. В условиях стабильности и защищенности деньги из-за границы охотно вкладываются. Тем более, что период окупаемости в строительстве достаточно короткий.
Какие проблемы были у нас общие? Классик определил две. Но это не про дороги Азербайджана. Они ничем не отличаются от европейских. Гладкие и ровные. Ездить по ним — одно удовольствие. Об украинских не хочется и вспоминать. И еще одно. Проезжая часть бакинских улиц такая же гладкая, как и трассы. На тротуарах чисто, падающие листья с деревьев тут же убираются. Сравнивать с нашими городами не будем — и так все ясно.
В чем же причина успехов Азербайджана? На первый взгляд, ответ очевиден — деньги. Действительно, не покидает ощущение, когда идешь по бакинским улицам, что деньги в стране есть. Но, представляется, что этот, безусловно, важный фактор все-таки не определяющий. Как говорил нам преподаватель политэкономии, был такой предмет в советских вузах, деньги есть всегда. Важно создать условия, чтобы они не прятались, а работали на экономику. Самое главное, что удалось создать в Азербайджане и в соседней Грузии, — благоприятный инвестиционный климат. Деньги идут туда, где им спокойно и есть условия для роста. Они пугливы и малейшие перемены, неустойчивость или изменение правил игры провоцирует бегство капитала. Углеводороды не спасение и не гарантия от кризиса. Они есть в Казахстане, но страна не избежала глубокого падения экономики, причем кризис по ней ударил тогда, когда мы о нем даже не думали.
Вторая причина, на наш взгляд, не менее важная, — стимулирование не производителя, а потребителя. В первую очередь, внутреннего. Именно это обстоятельство позволило Азербайджану практически не заметить кризис. Сужение внешнего рынка успешно компенсировалось ростом внутреннего. Строительный бум, рост сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности — части, и весомые, его расширения.
Вообще украинскому бизнесу, его неповоротливости приходится только удивляться. Помните, как практически остановилось строительство. Причем сразу по всей стране, как по взмаху дирижера. Казалось бы в таких условиях нужно было срочно искать, где можно строить, чтобы заработать и сохранить сложившиеся коллективы строителей. На встрече с президентом Ильхамом Алиевым нами был задан вопрос: «Есть украинские фирмы, которые бы строили в Азербайджане?». Ответ главы государства был отрицательным: «Нет, не едут от вас к нам. А мы их очень ждем, у нас огромный фронт работ. Строить нужно дома, дороги, мосты. И деньги у нас есть...» Может нужно меньше рыдать и требовать помощи от государства, а заниматься настоящим менеджментом и самим искать, где можно приложить свой потенциал.
Мы хотим идти в Европу. Дело хорошее и нужное. Но стоит ли на этом пути пренебрегать теми возможностями, которые есть на востоке. Пример дружественного Азербайджана показывает, что там можно многое заимствовать для нашей и общей пользы.
Короткой была эта встреча с Баку. Но расставание со старым другом обещает новое и хотелось бы скорое свидание. С древним и вечно молодым городом.