Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вторая половина мирного процесса

23 ноября, 2007 - 19:18
ФОТО РЕЙТЕР

Американские официальные лица обычно тратят огромное количество энергии, выдвигая на первый план «процесс» в ближневосточном «мирном процессе». Только в последние 18 месяцев второго президентского срока или же после военного вмешательство на Ближнем Востоке США наконец- то начали заботиться о «мире».

Это относится и к спонсируемой США Ближневосточной мирной конференции, которая должна состояться на следующей неделе в г. Аннаполисе штата Мэриленд. Разница сегодня заключается в том, что в отличие от мадридской конференции после войны в Персидском заливе под предводительством США в 1991 году, эта конференция следует за тем, что многие считают поражением Америки в Ираке.

Если администрация Буша серьезно намерена найти способ урегулирования конфликта, США должны иметь запасной план на случай, если переговоры окажутся безрезультатными. Для палестинцев главной заботой является избежание негативных последствий, если это произойдет. В отличие от бывшего президента Билла Клинтона, обвинившего Ясира Арафата в провале переговоров в Кэмп- Дэвиде в 2000 году, администрация Буша должна сдержать свое обещание не искать виноватых и не позволить ни одной стороне использовать провал для достижения своих стратегических целей.

Участникам переговоров с палестинской стороны всегда приходилось балансировать в трех вопросах: исторические права, сегодняшние реалии и цену использования своего права отклонения предлагаемых решений. Для палестинцев исторические права, а именно освобождение палестинской территории, обеспечение права возвращения беженцев и создание истинно независимого государства, имеют международную легитимность. Как для ООП, так и для ХАМАС она основана на многочисленных резолюциях ООН и международном общественном мнении, которым Западные державы и арабские или исламские лидеры уделяют внимание лишь только на словах, тогда как их заявления порождают ложные надежды, заставляя палестинскую сторону ужесточать свои позиции.

Сегодняшние реалии, которые должны учитывать палестинцы, включают стратегические, политические и экономические дисбалансы между ними и Израилем и США, реальность оккупации и проблемы диаспоры. Например, жесткая политика Израиля в противостоянии интифаде 1987 года наряду с бойкотом ООП со стороны богатых нефтью арабских стран (из-за того, что она не выступила против оккупации Кувейта Саддамом Хуссейном) должны были стать мощной проверкой реальности для палестинского руководства.

И, наконец, участники переговоров с палестинской стороны должны принимать во внимание последствия использования своего главного козыря — способности отвергнуть плохое на их взгляд решение — с точки зрения его непосредственного эффекта на палестинцев и серьезной возможности продолжения расширения еврейских поселений на палестинских землях.

Покойный Хайдер Абдель Шафи неоднократно подчеркивал одну из главных проблем Соглашений в Осло, а именно отсутствие договоренности о приостановке расширения поселений в промежуточном периоде или же в случае провала переговоров о конечном статусе. Во время вторых переговоров в Кэмп-Дэвиде бывший премьер-министр Израиля Эхуд Барак мудро настаивал на том, что первый пункт его предложения включал признание окончания конфликта, что представляло собой проблему для палестинцев, принимая во внимание то, что вопрос исторических прав оставался неразрешенным. Арафат использовал свое право отказа и заблокировал соглашение, но он не мог предвидеть последствий этого решения.

На этот раз палестинская сторона настаивает на том, что не собирается вести серьезных переговоров. Они утверждают, что позиции сторон, принятые в Табе (после провала вторых переговоров в Кэмп-Дэвиде), должны находиться в основе любого соглашения, и что сегодня надо вести переговоры о сроках их выполнений. Имея поддержку со стороны рационального арабского мирного плана, они будут настаивать на том, что уже существует мировой консенсус относительно восстановления границ 1967 года (со взаимными уступками земель равной площади и качества) и потребности в справедливом соглашении по вопросу беженцев и формуле раздела Иерусалима.

В результате палестинская сторона изменила свои позиции по поэтапному подходу к переговорам — подходу, который привел к катастрофическим последствиям, поскольку использовался радикалами с обеих сторон, а также предоставил израильтянам больше времени для строительства незаконных поселений. Они настаивают, что общее соглашение (в письменном виде) должно быть достигнуто до начала переговоров.

Палестинцы опасаются очередного спазма насилия в случае недостижения соглашения перед конференцией в Аннаполисе и провала этого раунда переговоров. Но самым важным для палестинцев, независимо от результатов переговоров, является прекращение строительства новых поселений и экспроприации земель.

Госсекретарь США Кондолизза Райс заявила, что создание палестинского государства является элементом национальной безопасности США. Но палестинское государство не возникнет ни сегодня, ни через десять лет, если Израиль будет продолжать строить поселения на территориях, которые должны стать его частью.

Дауд КУТТАБ — в настоящее время читает лекции в Принстонском университете.

Дауд КУТТАБ, Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ