НЕ ТОЛЬКО ЗА ДЛИННЫМ РУБЛЕМ
42-летний Федор Македанович из Пинска, вполне преуспевающий по местным меркам директор местного консервного завода, к большой неожиданности для своих земляков, два года назад подался в Луцк. Вдобавок «прихватил» с собой свою 34-летнюю коллегу. Пикантности этому обстоятельству добавлял тот факт, что Федору Петровичу перед отъездом в Украину светила еще большая руководящая должность...
Через полтора года Македанович приехал наведать родные места на шикарном «Мерседесе». Как выяснилось, возвращаться в Пинск новоявленный украинский предприниматель не собирается, а в ближайшем будущем планирует перевезти в соседнюю украинскую область и детей. Федор Петрович уже связывает главные жизненные перспективы со своей, как он признался, второй Родиной: «В год, предшествующий моему отъезду в Украину, завод, которым я руководил, трясли с пристрастием аж 18 групп проверяющих из различных ведомств. Когда я перебрался в Луцк и организовал маленькое консервное производство, меня пригласил (подчеркиваю — пригласил) в свой кабинет глава исполнительной власти области. Он интересовался, нельзя ли мне чем-нибудь помочь... Представить такое в Беларуси просто невозможно. Как нельзя представить, что тебе дают спокойно работать, ни в чем не подозревают и не вставляют палки в колеса. На моем бывшем заводе мы закатывали переработанные овощи в трехлитровые банки, которые потом годами пылились на полках белорусских магазинов. На своем новом рабочем месте мы выпускаем различную овощную продукцию в маленьких симпатичненьких баночках, она разлетается не только в Луцкой области, но и за рубежом. Дело, конечно, не в баночках. Дело в климате для ведения бизнеса и предпринимательства, да и для жизни в целом».
По оценке независимых экспертов, ежегодно в Украину на постоянные заработки уезжают от 40 до 60 тысяч человек. Согласно официальной статистике, число белорусских гастарбайтеров в Украине на несколько порядков меньше.
ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ РАСТИ
Как считает экономист Михаил Залесский, такие разночтения в подсчете желающих попытать своего счастья в соседней Украине объясняется тем обстоятельством, что в Беларуси нет миграционных карточек учета убывающих за границу: «Такие карточки есть в той же Украине, и там с подобным учетом дело обстоит куда проще и понятнее. Впрочем, вряд ли кто-то станет оспаривать тенденцию выезда белорусов на заработки в Киев, другие крупные украинские города. Причем туда выезжают не только жители приграничных Гомельской и Брестской областей, желающие подработать в Черниговской и Луцкой областях каменщиками и водителями- дальнобойщиками. Хотят связать свое будущее с Украиной все больше электронщиков, инженеров, бизнесменов из Минска, областных центров. И эта тенденция со временем будет только усиливаться. В Украину куда больше, чем в Беларусь, вливается прямых инвестиций, означающих гарантированные новые рабочие места, высокие заработки и достойные условия труда».
По подсчетам Михаила Подоляка, несколько лет назад перебравшегося из Минска в Киев и успешно работающего менеджером в сфере информационных технологий, ежегодно из Беларуси в Украину на заработки перебирается около 20—30 тысяч человек. Правда, по его мнению, этот поток постоянно увеличивается: «Здесь очень легко получить рабочую визу, но при этом можно спокойно работать и без нее. Все формальности, в отличие от белорусских реалий, сведены к минимуму. Языковая адаптация очень легкая, в отличие, к примеру, от соседних Польши и Литвы. К тому же теперь в Украине, а особенно в Киеве, очень большой дефицит высококвалифицированной рабочей силы, которая оценивается тут по достоинству. Журналист получает от 1000 долларов в месяц плюс социальный пакет, хороший инженер — от 1500 «зеленых», а месячная зарплата топ- менеджера в представительстве крупной западной компании может достигать и 7000 долларов. Посему все больше из Беларуси сюда приезжает мелких и средних предпринимателей, информационщиков, банковских, страховых и финансовых работников, рекламщиков, выпускников различных бизнес-школ и др. На вакансии строителей хватает и молдаван. Приезжающих белорусов немного смущает то обстоятельство, что здесь все время непростая политическая ситуация, но она, по сути, не влияет на профессиональную карьеру в этой стране. В отличие от Беларуси».
«В УКРАИНЕ ЛЕГЧЕ ДЫШИТСЯ»
Бывший главный редактор ведущей независимой гродненской газеты «Биржа информации» Елена Равбецкая была вынуждена податься за лучшей судьбой в Украину, потому что, по ее словам, ей просто не дали выполнять свои профессиональные обязанности: «Я с удовольствием проработала в одной из харьковских газет год, но потом вернулась на Родину. Вернулась не потому, что меня кто-то или что-то притесняло. Просто в Гродно у меня родные, друзья и т.д. К тому же из Харькова я привезла кучу новых идей и проектов, которые стараюсь применить в своем небольшом собственном деле, никак не связанном с газетной журналистикой. Что касается Украины, то если ты умеешь и можешь работать, имеешь все шансы преуспеть на избранном поприще. Там банально легче дышится и живется, легче решаются все формальные вопросы».
35-летний бизнесмен Игорь из Борисова, три года назад вместе с со своей семьей переехавший в Киев, полностью разделяет это мнение: «У меня стоял выбор: или попытать счастья в Москве, или попробовать сделать это в Киев. Я выбрал второе, и нисколько не жалею об этом. Хотя в столице России денег, наверное, можно заработать и побольше, и побыстрее. Но, как ни крути, Российская Федерация представляет собой воюющую страну. К тому же, сама Москва — очень жесткий город со своеобразными правилами не только ведения бизнеса, но и самой жизни. В Киеве мы с семьей чувствуем себя очень комфортно. Лично у меня средняя по местным меркам фирма по продаже, ремонту и обслуживанию оргтехники. Не сказал бы, что мне как юрлицу очень легко справляться со всеми налоговыми и другими «заморочками». Но это не идет ни в какое сравнение с теми условиями для юридических лиц, которые существуют в Беларуси. А для индивидуальных предпринимателей тут вообще настоящий рай. Единый налог — 19 долларов в месяц. Отчетность — проще некуда. Может, поэтому здесь все больше появляется белорусов, которые хотят работать именно ипэшниками. Насколько я знаю, в Беларуси индивидуальное предпринимательство решили извести под корень. Есть еще немаловажные аргументы в пользу Киева в частности и Украины в целом. Цена на съемную двухкомнатную квартиру, в которой мы теперь живем, составляет 450 долларов в месяц. В Минске я бы платил за аналогичное жилье немного меньше. Но расходы во всем остальном... На продукты цены здесь ниже, чем в Беларуси, на 15—40%, на электротовары — на 20—30%, на одежду — на 25—35%.
При всем при том, как свидетельствует национальный опрос, проведенный два года НИСЭПИ (Независимым институтом социально-экономических и политических исследований), больше половины белорусов считает, что в Украине живется хуже, чем в их родной стране.
ПАРАДОКСЫ ВОСПРИЯТИЯ
Бывший министр труда РБ, а ныне независимый социолог Александр Соснов убежден, что если данное исследование провести теперь, то его результаты не будут сильно отличаться от аналогичного исследования двухгодичной давности: «В последние годы с экранов телевизоров и со страниц государственных газет нашему населению постоянно вбивают в голову, что в Украине все плохо. Нету, мол, ни экономической, ни политической стабильности. Даже компенсация за советские денежные вклады, предложенная новым украинским правительством, и та подверглась страшной публичной обструкции. Наверное, потому, что у нас вообще никакой компенсации подобных вкладов не проводили и проводить не собираются. После такой промывки мозгов и возникает подозрение у многих наших соотечественников, особенно малообразованных и лишенных альтернативных источников информации, по отношению к украинским реалиям. Зато к ним возникает адекватное отношение у так называемых «продвинутых» белорусов, которые все больше интересуются Украиной как возможной площадкой для применения собственных сил и знаний».
В СПИСКАХ НЕ ЗНАЧАТСЯ
Любопытно, что в списке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность по трудоустройству граждан Республики Беларусь за границей, составленном белорусским министерством внутренних дел, есть только одна контора, имеющая официальные основания заниматься таким бизнесом в отношении Украины. Это частное унитарное предприятие «Студия моды Сергея Нагорного». Правда, сам Сергей Нагорный сказал газете «День», что модельным бизнесом в Украине он не занимался и не планирует этого делать в обозримом будущем: «Киев на данный момент не является центром мировой моды. Я знаю, что там происходит много интересного, но нас пока больше интересуют Западная Европа и Америка».
В одном из белорусских агентств по трудоустройству «Дню» признались, что украинское направление для него не магистральное по двум очевидным причинам: «Любой желающий поработать в Украине может обратиться напрямую к тамошнему агентству по трудоустройству и решить все свои вопросы. Кроме того, по нашим сведениям, большинство белорусов уезжает без всяких договорных отношений с любыми конторами. Это все-таки не дальнее зарубежье, и даже не Россия, где, случается, белорусы попадают в настоящее рабство или их попросту калечат».
ПЫЛЕСОС ДЛЯ БЕЛОРУССКОЙ ЭЛИТЫ
Так или иначе, из года в год увеличивающееся число белорусских гастарбайтеров в Украине — очевидный факт, с которым властям Беларуси уже нельзя не считаться. Депутат Палаты представителей Национального собрания РБ Ольга Абрамова убеждена в наличии очень серьезной проблемы, которую нужно решать незамедлительно: «Мы теряем лучшую, наиболее квалифицированную часть населения, которая в основном уезжала в Москву и Санкт-Петербург, а теперь уезжает и в Киев. Украинская столица, как пылесос, втягивает преимущественно молодых людей и людей среднего возраста, которые могут и должны поднимать Беларусь, а вместо этого поднимают другие страны. Теперь вот и Украину, куда их влечет не только более высокий уровень доходов, но и большая самостоятельность в принятии решений, а также лучшие рамочные условия ведения бизнеса. Посему нам нужно срочно исправлять ситуацию в этом плане».
Как бы не было поздно...