Сегодня в Ирландии состоится повторный референдум, на котором жители страны скажут «да» или «нет» договору, подписанному с таким трудом лидерами стран ЕС в Ницце и дающему теоретическую базу для расширения Европейского Союза. После того, как был окончательно утвержден список из десяти первоочередных стран-кандидатов, и когда было объявлено о приближении переговоров с ними к завершению (странам-кандидатам осталось закрыть до конца года по два-три вопроса из 31), и после угроз Нидерландов перекрыть дорогу в ЕС Польше значение ирландского референдума лишь возросло: ведь сегодня речь идет о том, чтобы создать из «крепости Европа» объединенную Европу без Запада и Востока, о начале разрушения психологически привычного разделения, о новых точках отсчета, которые могут и не появиться. В том числе — и для Украины, задекларировавшей свой европейский выбор и натолкнувшейся на стену невосприятия.
Ирландские избиратели снова готовы проголосовать «за» или «против» заключенного в Ницце договора. Не можете припомнить, о чем идет речь в этом договоре? Ну что ж, это один из многочисленных компромиссов, что были достигнуты руководителями стран-членов Европейского Союза и главами их правительств поздней ночью на саммите в Ницце, когда они искали пути, как обойти или продраться сквозь одни практические проблемы, откладывая решение других проблем на потом.
Достигнутый четыре года назад в Ницце компромисс имеет большое значение, поскольку в нем наряду с другими условиями содержатся все технические моменты обеспечения баланса при голосовании и разделения властных полномочий среди учреждений Евросоюза, которые должны быть надежно отработаны до того, как ЕС сможет принять в свой состав новых членов. Расширение является самым важным вопросом в повестке дня всей Европы, а заключенный в Ницце договор является краеугольным камнем в его фундаменте. Если этот договор не вступит в силу, страны-кандидаты не могут быть приглашены к вступлению в ЕС, как это им было обещано в Копенгагене десять лет назад.
В прошлом году на референдуме ирландцы проголосовали против заключенного в Ницце договора. Весь истеблишмент страны — ее правительство, основные политические партии (в том числе оппозиция), профсоюзы и работодатели — все они высказались в поддержку договора. Но те, кто поддерживал договор, не смогли внятно объяснить, почему люди должны высказаться в поддержку этого договора. Их избиратели в своей массе просто проигнорировали эту проблему. Те, кто проголосовали против, победили, получив 54% голосов от общего числа проголосовавших, но только 35% избирателей побеспокоились о том, чтобы принять участие в голосовании.
До сих пор не удалось установить, почему так много избирателей проголосовали против, даже если принять во внимание такую повсеместную апатию. Оппозиция к заключенному в Ницце договору была и остается причудливым национальным блюдом, в котором вместе тушатся пацифизм, религия и социализм, к тому же приправленным очаровательной местной экстравагантностью. Тем не менее, несмотря на то, что удалось добиться, чтобы к договору Ниццы был добавлен специальный протокол, гарантирующий Ирландии столь лелеемый ею нейтралитет, сторонникам присоединения к договору предстоит нелегкая битва.
В таких ситуациях, как эта, всегда следует избегать вмешательства извне. В конце концов, одной из ключевых свобод демократии является право избирателей вести себя таким образом, что сторонним наблюдателям это может показаться безответственным и непонятным. Однако необходимо четко разъяснить ирландским избирателям, какие фундаментальные последствия для Европы может принести предстоящий референдум, чтобы никто позднее не выступал с претензиями, что они не знали, что поставлено на карту. Если ирландцы проголосуют против во второй раз и это приведет к тому, что расширение ЕС будет отложено, то они возложат на плечи Европы чрезмерное и непереносимое бремя.
Дополнительные переговоры относительно заключенного в Ницце договора недопустимы. Это бы открыло ящик Пандоры, полный требований от всех других стран. В прошлом году результаты ирландского референдума побудили Италию сделать предположение, что Евросоюз дает странам-участникам гарантии, что им будет оказываться финансовая поддержка и после того, как более бедные страны войдут в состав Евросоюза. Такое мышление является гарантированным способом заблокировать расширение.
Необходимо дать понять населению Ирландии, что если они не признают заключенный в Ницце договор, то это не значит, что они смогут его заблокировать. Еще одно «нет» может привести только к одному результату: Ирландия тем или иным образом покинет учреждения Европейского Союза. Это реальный выбор, перед которым сейчас стоят ирландцы.
Существует важная параллель к этой ситуации: в 1992 году датчане, ко всеобщему удивлению, проголосовали против Маастрихтского договора. Датчане получили в результате собственные дополнительные протоколы — такие, как гарантии нейтралитета, выданные Ирландии, — что позволило им не участвовать в определенных областях сотрудничества в рамках ЕС. Это привело к новому референдуму, на котором датчане проголосовали «за».
Но — и это важно — датчанам было сказано, что второе «против» создаст ситуацию, когда они будут вынуждены покинуть Евросоюз. Если бы датчане не желали присоединиться к Маастрихтскому договору, то их выбор был бы воспринят с должным уважением. Но им бы не позволили навязывать свое желание своим партнерам.
Ирландцы сейчас находятся в той же ситуации. Они вправе проголосовать «за» или «против» заключенного в Ницце договора. Но им не будет позволено остановить процесс расширения.
Было бы иронией судьбы исторических масштабов, если бы страна, получившая от образования Евросоюза пользы больше, чем какая-либо другая страна, заблокировала бы вступление в него стран, находящихся в еще более бедственном положении, чем была Ирландия 30 лет назад. Европа должна принять страны-кандидаты из Центральной и Восточной Европы в состав Евросоюза, и она должна сделать это сейчас. Слишком много времени уже было потрачено впустую. Ведь окно возможности создать Европу, которая станет единой и свободной после полувека раздела и страданий, возможно, не будет оставаться открытым бесконечно долго.
Уффе ЭЛЕМАНН-ЙЕНСЕН, бывший министр иностранных дел Дании, председатель датского Центра международных исследований и прав человека.