Посол США в Украине Стивен Пайфер заявил, что не хотел бы рисовать воображаемый портрет будущего украинского президента — это должен сделать украинский народ. США, по его словам, будут работать с любым избранным президентом — но «наши возможности сотрудничать» будут зависеть от того, будет ли этот президент поддерживать прочные отношения Украины с США и Западом, возглавлять процессы демократизации и реформ. Имен дипломаты не называли, но очевидно, что в соответствии с этими критериями вряд ли на американскую и международную поддержку могут рассчитывать претенденты от левых.
Подтасовка результатов выборов очень повредит украинскому имиджу, считает заместитель главы британской миссии Саймон Батт — поскольку это повлияет на отношения Украины с Советом Европы (в котором уже рассматривается вопрос о приостановке полномочий украинской делегации), Европейским Союзом (который до сих пор не имеет четкой стратегии развития своих отношений с Украиной) и другими организациями.
ОБСЕ не считает, что на прошедших парламентских выборах в Украине были значительные нарушения при подсчете голосов, заявил глава миссии этой организации Чарлз Маги. Но — проблемы при подсчете голосов вполне могут возникнуть, признавали дипломаты, правда, в неофициальных разговорах. Не просто же так Канада — в случае официального к ней обращения — обещает оказать Украине финансовую помощь для совершенствования этого процесса, а Фонд избирательных систем собирается провести совместные тренировки с ЦИК Украины на этот предмет. Один из западных дипломатов в частном разговоре признал, что его страну поразило то, что предыдущие результаты парламентских выборов подсчитывались несколько дней, и выразил надежду, что теперь такого не будет. Не просто так говорится, что украинский закон о выборах — не совсем совершенный, ибо не дает возможности наблюдать за выборами представителям от непартийных общественных организаций. Делались намеки и на определенную, косвенную, зависимость дальнейшего сотрудничества Украины с международными финорганизациями от того, как будут проведены выборы президента.
Наконец, практически все дипломаты в один голос говорят, что все украинские кандидаты должны получить равные права в доступе к средствам массовой информации, а правительство — не должно оказывать давления на прессу. Впервые посол США признал, что в Украине действительно существуют проблемы со свободой прессы, хотя Украине еще далеко до Ирана, Ирака и Югославии. Таких заявлений не делалось накануне президентских выборов 1991-го и 1994-го, вопрос о свободе прессы в Украине не был предметом пристального изучения Советом Европы накануне парламентских выборов 1998-го.
В конце концов, Украине намекали, что она (прежде всего, те, кто будет стоять за избранным президентом) должна сделать правильный (в понимании Запада) выбор, ибо иначе... Вряд ли это является вмешательством во внутренние дела. Скорее — просто показателем того, что международный имидж Украины далеко не такой блестящий, как об этом любит говорить официальный Киев. Даже на фоне той неопределенности, которая сейчас господствует в России, и «мягкой диктатуры» в Беларуси.
Коллективное выступление группы дипломатов — не только предостережение, но и диагноз: за годы, прошедшие со дня обретения Украиной независимости, страна остается очень далекой от общепринятых норм демократии и цивилизованности. Ведь вряд ли кто-то когда-то слышал, чтобы зарубежные дипломаты вслух надеялись, что выборы в США, Германии, Швеции, Эстонии, Израиле и т. д. пройдут честно и открыто.