Интересы США в черноморском регионе, принимая во внимание вопросы транзита энергии, безопасности, контртеррористической деятельности, распространения оружия массового уничтожения, контрабанду наркотических веществ, торговлю оружием и людьми, приобрели особую значимость после 11 сентября. Бассейн Черного моря — это стратегический регион, граничащий с большим Ближним Востоком и являющийся ключевым транзитным маршрутом перекачки каспийской нефти. Сталкиваясь с непростым развитием ситуации в этом регионе, Соединенные Штаты должны выработать комплексную региональную политику, чтобы защитить собственные интересы и безопасность.
Обстановка: Черноморский регион в широком понимании представляет собой мозаичную картину накладывающихся друг на друга политических интересов и сфер влияния. Болгария и Румыния являются членами НАТО и вскоре вступят в ЕС. Украина зажата между Западом и Россией. Грузия склоняется к Западу, но прикрывает российское подбрюшье. Турция колеблется между Востоком и Западом, разрываемая на части между необходимостью соблюдать национальные интересы и чувством национальной гордости. Россия, мягко говоря, следует своим путем. Шесть прибрежных черноморских государств (Россия, Болгария, Румыния, Украина, Грузия и Турция) и некоторые другие, относящиеся к этому региону страны, начинают потихоньку осознавать свою региональную идентичность в то время, как иностранные державы и внешние силы пытаются укрепиться на их поле. Геополитическая важность этого региона вытекает именно из смешения культур, международной торговли (как легальной, так и нелегальной), идей и влияний.
Нефть и газ из Центральной Азии и Ближнего Востока перемещаются по черноморским морским коммуникациям и трубопроводам в Европу и другие пункты назначения на Западе. Через эти же транспортные коридоры движется поток наркотических веществ, людей (среди которых есть и террористы), обычных видов вооружений и компонентов оружия массового уничтожения (ОМУ).
Черноморский регион может стать плацдармом для проведения военных, восстановительных и миротворческих операций в Афганистане, Ираке и, возможно, Иране, и для защиты морских каналов транспортировки энергопродуктов между Каспийским регионом и рынками западных стран. Кроме того, это — новая юго-восточная граница Европы. Таким образом, и США, и Европейский Союз крайне заинтересованы в том, чтобы обезопасить перемещение некоторых видов товаров, не допуская одновременно транзита некоторых других видов, и обеспечить свое присутствие в черноморском регионе.
Турция и Россия — две основные державы, наиболее обеспокоенные американским присутствием в бассейне Черного моря. Турция хотела бы видеть стабильность на Черном море, но умеренное правительство исламистской Партии справедливости и развития (АК) в Анкаре, не хочет с глазу на глаз обсуждать возможность достижения такой стабильности со своими западными партнерами. Отношение Турции к США после начала иракской войны претерпело существенные изменения. Давний союзник Запада, мечтающая стать частью ЕС, Турция с недавних пор стала отстраняться как от США, так и от НАТО. Как следствие своего действительного или надуманного разочарования в США и ЕС, Турция принялась искать возможность выбора более прочной позиции, с которой она могла бы добиться своих целей, не подвергаясь риску внешнего вмешательства. В последнем опубликованном «Докладе о политике национальной безопасности» в Турции отмечалась важность использования своего геополитического положения для превращения ее в центр накопления энергоресурсов и транзитный пункт для поставок из России, Ближнего Востока и Центральной Азии на рынки стран Запада.
Россия в значительно большей степени, чем Турция, все дальше отходит от Запада, сосредоточиваясь на достижении региональной гегемонии. Кремль пытается использовать недавно обретенную Россией, благодаря высоким ценам на нефть и беспрецедентному спросу на газ, экономическую мощь, чтобы добиться своих внешнеполитических целей. Одной из них является превращение в самого крупного в мире поставщика энергетических ресурсов, что подразумевает установление жесткого контроля над процессами закупки и транспортировки нефти и газа на территории бывшего Советского Союза.
Последствия: Россия извлекает огромную прибыль, действуя в качестве посредника, доставляющего дешевые центральноазиатские нефть и газ на энергодефицитные рынки Запада. Мало того, что продавая нефть и газ из Центральной Азии со значительной надбавкой за рубеж, Россия получает колоссальную прибыль, она еще принимает на себя обязательства по снабжению таких стран, как ЕС и Китай этими ресурсами в объемах, намного превосходящих ее добывающие возможности. Кроме того, Россия обеспечивает две трети потребностей Турции в природном газе и около 40% всех потребностей ЕС. Эта ее позиция может подвергнуться серьезной угрозе, если трубопроводы, проходящие по территории Турции, будут построены без учета российских источников снабжения.
Другим фактором, который осложняет проблему безопасности в большом черноморском регионе, является неурегулированность региональных конфликтов: южноосетинского и абхазского в Грузии и приднестровского — в Молдове, а также армяно-азербайджанского. В связи с этими конфликтами возникает два очень серьезных опасения. Во-первых, они угрожают территориальной целостности международно признанных государств. В этой связи нетрудно предугадать вероятность действий сепаратистов в Чечне, Дагестане, Курдистане, Хузестане, Белуджистане и даже Синьцзяне, если не сказать большего. Во-вторых, правительства в таких мятежных государствах действуют, подчиняясь собственному «закону», игнорируя центральные правительства, что приводит к ослаблению контроля и распространению преступности. Подобные беззаконные анклавы становятся благодатной почвой для международной контрабанды и иной нелегальной деятельности. Пока подобные конфликты будут продолжаться, правящие элиты таких псевдогосударств будут торпедировать попытки установления длительного мира, являющегося предпосылкой достижения стабильности, безопасности и экономического процветания в обширном регионе.
Поскольку США не могут свободно распоряжаться в Черноморском регионе, крайне важно, чтобы сами страны, составляющие этот регион, развивали совместные инициативы в области обеспечения безопасности для судоходства, эпидемиологической безопасности, противодействия терроризму и других сферах защиты своих водных путей и побережья. Однако прибрежные черноморские страны продолжают действовать, исходя из собственных интересов, между ними отсутствует консенсус относительно способов решения задач совместной безопасности. Напряженные отношения между государствами региона, противоречивые устремления и разнящиеся взгляды на меры построения безопасности не дают им возможности находить взаимоприемлемые пути решения их общих проблем.
Присутствие США поддерживают Болгария и Румыния, но отношения США с Россией, Турцией и Украиной покоятся на зыбком основании. Ни Турция, ни Россия не поддержали американские действия в Ираке. Отношения США с этими странами после Ирака неуклонно ухудшались. Украина после вступления в должность премьер-министра Виктора Януковича заняла более пророссийскую позицию. Грузия находится под жестоким экономическим и политическим давлением России и занята решением внутренних конфликтов, поэтому плохо подготовлена для того, чтобы выступать в качестве надежного союзника США. Этот запутанный клубок интересов и альянсов, равно как и недавно начавшееся сближение России и Турции, имеющее антиамериканскую направленность, существенно затрудняют работу США на этой территории.
Выводы: чтобы обеспечить свое присутствие в регионе, США должны выработать реалистичную стратегию, направленную на укрепление безопасности и достижение стабильности в Черноморье. В частности, это предполагает координацию политики ЕС и США в регионе, с учетом положений «Политики средиземноморского соседства». Кроме того, такая стратегия должна предусматривать расширение сотрудничества НАТО со странами, не являющимися членами НАТО, через программу «Партнерство ради мира», в рамках которого должна быть предложена техническая помощь и обучение в области безопасности, а также укрепление двусторонних военных контактов с Украиной.
Другие элементы могут включать участие в трехсторонних военных расходах и проведение консультаций с Болгарией, Румынией и Турцией, чтобы развеять турецкие опасения относительно утраты своего доминирующего положения в бассейне Черного моря за счет роста влияния США. Америка может содействовать работе существующих региональных структур безопасности либо как непосредственный участник, либо как наблюдатель. Это может включать в себя предоставление необходимых технических средств ведения разведки, организации воздушных перевозок и другие специальные меры. Подобные структуры могли бы быть интегрированы в систему мероприятий по предотвращению военной угрозы и катастроф НАТО с целью улучшения взаимодействия.
Стабильность в регионе должна быть обеспечена за счет вынуждения России снять санкций против Грузии и возобновления многосторонних переговоров по разрешению «замороженных конфликтов», особенно актуальных применительно к Грузии. Эти меры должны предусматривать замену российских/СНГ миротворческих сил в Абхазии и Южной Осетии на международный миротворческий контингент, либо под эгидой ЕС или ООН, либо иной оговоренной стороны.
Даже при всех вызовах, с которыми сталкивается сегодня внешняя политика США (т.е. Ирак, Афганистан, Иран и Северная Корея), для Соединенных Штатов было бы неразумно концентрироваться исключительно на проблемах этих стран, не обращая внимания на другие. Создавая альянсы и улучшая отношения с государствами, располагающимися в стратегических регионах, граничащих с основными театрами действий, как, например большой Ближний Восток, крайне необходимо готовить почву для дальнейших геополитических шагов, укрепляя стратегическую стабильность и обеспечивая военное присутствие и поставки.
Учитывая современное состояние отношений с Россией и Турцией, единственным выходом для США для утверждения и укрепления своего присутствия на Черном море остается развитие трансграничного сотрудничества по широкому спектру вопросов, представляющих взаимный интерес. США должны мягко двигаться в этом направлении, предлагая свою помощь там, где это возможно, и отступая назад, когда это необходимо. Подобный баланс нащупать вполне вероятно. Если он будет обеспечен, то может быть использован как образец для утверждения американского присутствия в других стратегических регионах, таких как Центральная Азия. Для США пришло время проводить скоординированную политику в большом Черноморском регионе, чтобы обрести дополнительную поддержку для решения наиболее острых проблем десятилетия: подъема Ирана, распространения ОМУ, координации глобальной войны с терроризмом и энергетической безопасности.
Ариэль КОЭН — доктор философии, ведущий исследователь по проблемам России и Евразии в Международном центре энергетической безопасности при The Heritage Foundation; Конвей ИРВИН — энергетический аналитик агентства Argus Media.