Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

X-партийная новая дума,

или Сколько партий будет в новом российском парламенте
13 сентября, 2011 - 19:48
ФОТО РЕЙТЕР

В прошлой статье мы перечислили лишь некоторые вопросы, которые в первую очередь волнуют политиков и политически активную часть населения России относительно состава будущей Государственной думы. И как ни тасуй, ни систематизируй эти вопросы, а основным из них по существу (а можно сказать, что и самым интересным) является следующий: сколько все-таки партий смогут преодолеть 7% барьер, установленный российским законодательством, и сформировать фракции в новой думе?

О двух мы знаем практически точно, как знает и вся российская общественность. Это непримиримые антагонисты: «Единая Россия» — «партия власти» — и Компартия России (КПРФ). Особенность последней состоит в том, что при всем разбросе мнений экспертного сообщества по поводу потенциальных возможностей, умения их реализовывать в предвыборной борьбе, качества тактики этой борьбы и т.п., даже откровенные идеологические противники коммунистов (за исключением отдельно взятых политических маргиналов) сходятся в одном: КПРФ — единственная реальная политическая сила, оппонирующая власти. В связи с этим среди различных прогнозов относительно партий, попадающих в новую думу, в первую очередь мы назовем, казалось бы, наиболее неожиданный. Согласно ему, при условии наиболее честной предвыборной кампании, столь же честной процедуры голосования и последующего подсчета голосов, 7% барьер преодолеют лишь две партии — «Единая Россия» и КПРФ.

«Не может быть!» — скажет политически подкованный украинский читатель. Действительно, как такое может быть, если, условно говоря, голосует некая многомиллионная масса российских избирателей, а зарегистрированных партий, допущенных к выборам, — семь, так неужели из 100% голосов, поданных за эту «семерку», даже чисто арифметически заветный барьер может не преодолеть хотя бы еще одна партия?

Обратимся к фактам. Перед прошлыми парламентскими выборами, проходившими в декабре 2007 года, вплоть до самой последней недели буквально все без исключения прогнозы, в том числе и зарубежных социологических служб, показывали, что в думу гарантированно проходят лишь две партии — «Единая Россия» и КПРФ. Серьезные международные издания посвятили статьи анализу уникальной ситуации, которая может в этой связи возникнуть не только в парламенте и даже не только в российском обществе в целом, но и в системе отношений западного мира и России. В самом деле, ведь в таком случае в России абсолютно законным образом, в результате народного волеизъявления, единственной оппозицией, подминающей под себя все и вся «партии власти», могут стать коммунисты. И чуть ли не до самого дня голосования подобное развитие событий оставалось наиболее реальным. Ни ЛДПР Владимира Жириновского, взгляды которого, думается, гражданам Украины (в том числе и на суверенитет стран СНГ) хорошо известны, ни спешно созданная явно не без поддержки Кремля «Справедливая Россия» (об этой партии мы еще поговорим подробнее), возглавлявшаяся председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым, ну никак не перешагивали через заветный 7% барьер.

И вдруг — о, чудо! И та, и другая партии получили по 8% голосов и прошли в Государственную думу, в составе которой и пребывают по сей день, образуя, таким образом, четверку парламентских партий. Что же произошло с избирателями в день голосования? Откуда обе партии вдруг получили дополнительную любовь избирателей? А может быть, дело не в избирателях, а в машине подсчета голосов, «машинистам» которой ну очень не хотелось, чтобы единственным противовесом «Единой России» в Думе стали коммунисты?.. Ответ на этот вопрос, вероятно, смогут дать лишь историки в будущем.

Приведенный факт известен, понятное дело, широко. Значительно меньше вспоминают о другом факте в связи с его, так сказать, «региональным» масштабом. Хотя город Москва в современной России — это, скажем так, куда больше, чем просто столица... Короче, речь пойдет о результатах последних выборов в Московскую городскую думу, которые состоялись два года назад, в конце 2009 года. Ее состав сформировали только две партии — «Единая Россия» и КПРФ. Правда, находившийся в то время на посту мэра столицы всесильный Юрий Лужков и его сторонники из городской организации «Единой России» провели региональный избирательный закон, содержащий норму о том, что в городскую думу проходят только те партии, которые набирают даже не 7%, а целых 10% голосов избирателей. Кто-то, может быть, скажет: ну это совсем несправедливо! Другие ответят: а почему, собственно, несправедливо? В парламенте (в данном случае, городском) как раз и должны быть представлены только по-настоящему авторитетные в обществе партии, имеющие поддержку значительного «отряда» избирателей. Ведь это «срез» настроений общества.

Ну, споры спорами, а выборы в Московскую городскую думу образца 2009 года прошли и дали, как некоторым поначалу показалось, сенсационные результаты. Партии «Правое дело» и «Яблоко», придерживающиеся либерально-прозападных взглядов и традиционно, как до того считалось, имевшие наиболее сильные позиции в «столичных» городах — Москве и Санкт-Петербурге, в этот раз потерпели сокрушительное поражение на выборах в «первой столице» и даже близко не приблизились к 10% барьеру. Но дальше было еще интереснее: в ночь подсчета голосов после выборов бесстрастные официальные сообщения из Мосгоризбиркома с каждым часом все увереннее констатировали, что барьер не переходят ни «Справедливая Россия», ни вездесущая ЛДПР. И как ни шумел в ночь после выборов и все последующие дни В.Жириновский, обвиняя власти и особенно лично Ю.Лужкова в подтасовке результатов голосования в ущерб ЛДПР, эта партия не набрала 10% голосов москвичей и провалилась на городских выборах, подобно демократам из «Яблока» и «Правого дела». Кстати, как потом полагали некоторые эксперты, неприкрытая ненависть Жириновского к Лужкову, впоследствии не раз выплескивавшаяся с телеэкранов и послужившая даже основой судебного разбирательства, в немалой степени происходила из того факта, что мэр столицы категорически-де отказался «подтягивать» результаты голосования в пользу ЛДПР...

Так или иначе, но с тех пор в Московской городской думе заседают две фракции — «Единой России» и КПРФ, которая является единственно реальной ей оппозицией. Если вдуматься, то, может быть, это и есть самое справедливое распределение голосов в сегодняшней России, учитывая все реалии?..

Может ли что-то подобное повториться на ближайших выборах в Государственную думу? Об этом — в следующем материале.

Олег ЧЕРКОВЕЦ, доктор экономических наук, Москва
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ