Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ядерный тупик

21 февраля, 2005 - 20:36
ЖИТЕЛИ ЮЖНОЙ КОРЕИ — ПРОТИВ УГРОЗ КНДР / ФОТО РЕЙТЕР

Появление еще одного ядерного государства стало новым предостережением. Самое разрушительное оружие современности в руках неконтролируемого диктаторского режима Ким Чен Ира может стать опасным фактором международной дестабилизации. Можно ожидать, что политика Соединенных Штатов в отношении одного из последних «заповедников коммунизма» существенно изменится. Как считает государственный секретарь США Кондолизза Райс, «с нашей сдерживающей способностью на Корейском полуострове... Соединенные Штаты и наши союзники способны иметь дело с любой угрозой из Северной Кореи. И Северная Корея, я думаю, понимает это. Но мы попробуем предложить северным корейцам различные модели действий».

Учитывая тот факт, что Вашингтон категорически отвергает идею прямых переговоров с КНДР, поиск модели компромиссного решения будет непростым. Однако, стоит ли говорить о наличии функционального и работоспособного ядерного оружия в условиях, когда не существует подтверждения проведения испытания ядерного оружия, без которого поступившую из Пхеньяна информацию можно трактовать как пропагандистское утверждение. Хотя, по оценкам американских экспертов, Северная Корея уже успела изготовить по крайней мере несколько ядерных устройств, и имеющегося у ее военных запаса плутония вполне достаточно, чтобы изготовить их еще шесть.

Ядерный демарш Северной Кореи, тем не менее, требует достаточно быстрого дипломатического разрешения северокорейской ядерной проблемы, и для этого необходимо возвращение Пхеньяна за стол переговоров по разоружению, которые прервались в июне 2004 года. Госдепартамент США уже предупредил Северную Корею о необходимости пересмотреть ее решение о прекращении переговоров по разоружению, поскольку отказ только может углубить изоляцию страны от остального мира.

Между тем, стоит учитывать, что и раньше Пхеньян неоднократно прибегал к разного рода шантажу, надеясь «капитализировать» опасения Запада, что в Северной Корее когда-нибудь таки могут взорвать атомную бомбу. Провоцируя опасения в стане вероятного противника, руководство КНДР пытается в очередной раз разыграть политический гамбит, чтобы выторговать экономические уступки со стороны США, Японии и Южной Кореи. В конечном счете, ядерный шантаж удивительным образом совпадает со временем, когда коммунистические лидеры КНДР, которые довели экономику страны практически до краха, должны были сократить ниже минимального уровня и без того мизерные порции продовольствия для своих голодных граждан.

Этот шантаж указывает на то, что КНДР сознательно пересекла красную линию в международной дипломатии. В такой ситуации президент Джордж Буш вынужден будет проводить против Северной Кореи более жесткую и агрессивную политику. Президент Америки, хочет он того или нет, вынужден рассматривать вероятный блеф со стороны КНДР как «реальную угрозу». Демократы и «ястребы» в стане республиканцев вероятно будут оказывать давление на Буша, чтобы изменить парадигму его стратегии, заключающейся в использовании многосторонней дипломатии и давлении со стороны Китая для прекращения ядерной программы Северной Кореи.

США не могут позволить себе вторжение в КНДР, подобное иракскому. Очевидно, что сегодня они не готовы к войне с терроризмом на два фронта. И образование недавно на Ближнем Востоке новой «оси зла» в лице политического тандема Иран — Сирия не прибавляет оптимизма по поводу возможности оперативного развертывания сил быстрого реагирования во всех без исключения потенциально горячих точках мира. В то же время, от Северной Кореи потенциально исходит большая угроза, чем некогда от Ирака, поскольку подготовку к нападениям на союзников США отслеживать будет намного труднее.

Реальная обеспокоенность администрации Буша заключается в том, что в случае освоения технологий создания ядерных устройств КНДР способна экспортировать ядерные компоненты и эти технологии государствам-изгоям и террористам. Ныне сверхзадачей американской администрации является вернуть КНДР к многосторонним переговорам с Соединенными Штатами, Китаем, Россией, Южной Кореей и Японией. Как считают в Вашингтоне, если Северная Корея откажется от своего ядерного оружия и демонтирует ядерные программы, то ей будут предоставлены долговременные гарантии безопасности. США настроены мирным, дипломатическим путем решить вопрос ядерного оружия в КНДР. В случае если же северо-корейская сторона будет уклоняться от переговоров по разоружению, то существует возможность применения к ней международных санкций.

В последние дни официальные лица США намекали на то, что измененная стратегия давления на режим Ким Чен Ира частично будет базироваться на восстановлении усилий по заблокированию Северной Корее возможности получать прибыли от продажи ракет и других незаконных бизнес-сделок. Вместе с тем, вряд ли действительно стоит рассматривать эту стратегию как абсолютно новую доктрину воздействия на КНДР, поскольку долгое время экономические усилия уже были частью американского дипломатического набора инструментов. Кроме того, возможно, стоит обратить внимание на то время, когда северные корейцы решили использовать один из свойственных им дипломатических трюков — подстрекательскую риторику. Не исключено, что провокационный ядерный демарш стал реакцией на результат американских выборов. В Пхеньяне были недовольны тем, что после переизбрания Джорджа Буша американские высокие должностные лица в основном сосредоточили свое внимание на Ираке и Иране. Поэтому северные корейцы решили, что февраль — как раз то время, чтобы снова оказаться в центре внимания.

Все происходящее сейчас вокруг КНДР похоже на позиционные политические маневры. США твердо настаивают на том, что Северная Корея должна согласиться ликвидировать свои незаконные ядерные программы (при международном наблюдении), прежде чем она сможет получить большую международную помощь. В свою очередь, Пхеньян пытается выторговать гарантии ненападения, а только тогда готов сесть за стол переговоров. Пока же ситуация больше выглядит как политический тупик.

Виктор КАСПРУК, политолог
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ