Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ядерный выбор:

Буш угрожает Ирану последствиями
1 сентября, 2006 - 18:41
НА СЪЕЗДЕ АМЕРИКАНСКОГО ЛЕГИОНА В СОЛТ-ЛЕЙК-СИТИ ДЖ.БУШ ПРЕДЛАГАЕТ ИРАНУ СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР / ФОТО РЕЙТЕР

Противостояние между США и Ираном набирает новый размах. Очередным толчком к этому стал отказ Тегерана прекратить до 31 августа работы по ядерной программе в соответствии с резолюцией 1696 Совета Безопасности ООН. В Вашингтоне рассматривают такой шаг Ирана как вызов международному сообществу, который не может оставаться без внимания. Президент США Джордж Буш заявил, что Иран должен быть готов к последствиям своего отказа. «Пора Ирану сделать выбор. Мы свой выбор сделали. Мы продолжим тесно сотрудничать с нашими союзниками с целью найти дипломатический путь решения конфликта, но отказ Ирана должен вызвать определенные последствия, и мы не можем позволить Ирану создать ядерное оружие», цитирует Рейтер слова американского президента.

Тем временем в Тегеране считают, что имеют законное право на освоение мирных ядерных технологий и не собираются отказываться от этого. 31 августа в день, когда истекал срок действия ультиматума СБ ООН, иранский президент Махмуд Ахмадинеджад отметил, что «Иран не отступит ни на шаг ...и не позволит лишать себя собственных прав». Заместитель директора иранского агентства по ядерной энергетике Мохаммад Саиди отметил, что Иран сотрудничает с МАГАТЕ в области ядерных исследований и далее будет продолжать эту работу под контролем этой организации.

Как известно, Совет Безопасности ООН единогласно решил, что Иран обязан до 31 августа прекратить переработку ядерного топлива. В противном случае ему могут угрожать санкции. Но решение по этому вопросу должно приниматься отдельно. Следует заметить, что против жесткой линии в отношениях с Тегераном выступают Китай и Россия, помогающая Ирану строить атомную электростанцию в Бушере.

Пока речь может идти о введении ограничений на поездки иранских официальных лиц, запрещении на поставки в Иран материалов и технологий для иранской ядерной программы, включая услуги и товары двойного назначения. США предлагают более жесткие санкции. Но сами американские официальные лица признаются в том, что будет сложно убедить другие страны поддержать такие санкции.

К чему придут представители «шестерки» (США, России, Великобритании, Франции, Китая и Германии) станет известно только 7 сентября. Именно в этот день в Берлине состоится обсуждение ситуации, сложившейся вокруг отказа Ирана приостановить работы по обогащению урана, несмотря на ультиматум СБ ООН. Может ли противостояние между Ираном и США привести к войне между этими странами? Будут ли введены против Ирана санкции? Какую роль может сыграть в этой ситуации Украина? Об этом читайте в комментарии украинского эксперта.

КОММЕНТАРИЙ

Вячеслав ШВЕД, заведующий отделом исследований стран Ближнего Востока и Азиатско- тихоокеанского региона НИСИ:

— Нельзя в отношениях с Ираном выделять отдельно, искусственно вопрос ядерной программы Ирана. Тем самым администрация Буша наносит удар, как это ни парадоксально, по реформистским силам в Иране. Нынешнему режиму Ахмадинеджада очень выгоден текущий политический курс США, который ведет к упрочению режима мулл в Иране. Они имеют сегодня все экономические, военные, политические ресурсы для того, чтобы укреплять свои позиции в экономике благодаря недальновидной политике нынешней американской администрации. Кстати, не случайно иранские реформисты «взывают» к американцам: вы ведете неправильную политику, которой только ослабляете наши позиции.

Возможно против Ирана будут приняты какие-то формальные санкции, которые не причинят вреда иранскому режиму. На серьезные санкции против Ирана не согласятся Россия и Китай. Европа также не пойдет на серьезные санкции, которые могут привести к непредвиденным последствиям в экономической ситуации, особенно в энергетической сфере.

Я считаю, что до войны дело не дойдет. Это сегодня — абсолютная фантастика. В прошлом году группировка «Хизбалла» считалась слабыми партизанскими отрядами, но этим летом они показали способность бороться на равных с такой могущественной силой как израильская армия. Так зачем теперь говорить о монолитном 70-миллионном Иране, который имеет достаточно могущественную армию с опытом военных действий во время ирано-иракской войны. В случае войны ситуация была бы абсолютно непредсказуема. Это может привести к таким последствиям... Я думаю, что мировое сообщество не допустит этого. Я считаю, что позиция Украины относительно иранской ядерной проблемы должна быть взвешенной и осторожной. Киеву нужно педалировать на политическом разрешении этого вопроса. Украина находится в очень сложной ситуации. Иран является нашим одним из самых важных экономических потенциальных партнеров на Ближнем и Среднем Востоке. Особенно если учесть энергетический потенциал Ирана и те возможные глобальные проекты переброски иранского газа в Европу, которая очень заинтересована в поставках иранского газа. Украина должна бы стать тут ключевым звеном, поскольку именно через ее территорию проходил бы этот газ. Кстати, этот вопрос уже обсуждался в ЕС.

Украина может очень пострадать, если будут введены серьезные санкции. В долгий ящик могут быть отложены проекты, прорабатывавшиеся относительно использования украинской газотранспортной системы для перекачки иранского газа в Европу. В связи с этим мне кажется, что украинская политика относительно Ирана должна стать больше составной частью европейской политики. Украина должна своей политикой усиливать более инновационную креативную политику Европы, направленную на понимание потребностей и проблем Ирана. Европа играет решающую роль в нахождении оптимальной формулы разрешения проблем, связанных с Ираном. Речь идет о разработке новой системы региональной безопасности в зоне Ближнего и Среднего Востока, зоне Персидского залива, где была бы признана в том числе роль Ирана как одного из мировых лидеров, играющих позитивную и стабилизирующую роль. Можно напомнить о конструктивной позиции Ирана после событий 11 сентября 2001 года, когда Иран очень серьезно поддержал антитеррористическую коалицию. В Афганистане без Ирана, я думаю, намного сложнее было бы свергнуть режим Талибана. Наиболее дальновидная часть американского политикума уже поняла, что политика Буша является фактически тупиковой по отношению к Ирану. И нужно искать новую парадигму отношений с Ираном.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ