Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Японская политика «активного пацифизма»

Игорь Харченко о сходстве «минского процесса» с «решением вопроса северных территорий»
5 января, 2016 - 12:28
Синдзо Абэ / Фото Reuters

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил в начале этой недели о необходимости проведения переговоров на высшем уровне с президентом России Владимиром Путиным с целью заключения мирного договора между странами. «Мы оба признаем, что отсутствие мирного договора через 70 лет после окончания войны ненормально», – цитирует слова Абэ агентство AP. Как отметил японский премьер, без саммита проблема «северных территорий» (принадлежности Курильских островов. – Авт.) не может быть решена.

Как сообщают местные СМИ, в Токио считают, что сейчас – подходящий момент, чтобы начать переговоры с Москвой по поводу территориального спора, учитывая стремление России увеличить инвестиции в свой Дальневосточный регион и не лучшее экономическое положение страны.

Япония и Россия так и не подписали мирный договор после Второй мировой войны из-за спора о принадлежности южных Курил, которые в Японии называют «северными территориями». Четыре спорных острова были захвачены Советским Союзом в 1945 году.

«День» обратился к послу Украины в Японии Игорю ХАРЧЕНКО с просьбой прокомментировать заявление японского премьера и то, как оно может повлиять на председательство Японии в G7.

«Говорить о возможности достижения быстрого консенсуса между сторонами в решении этого вопроса будет слишком оптимистично»

– Если постоянно следить за развитием международной ситуации в Дальневосточном регионе, то станет ясно, что в высказываниях японского премьер-министра Синзо Абэ о необходимости заключения мирного договора между Японией и Россией, цитируемых сейчас мировыми СМИ, нет ничего нового по сравнению с тем, что говорило на эту тему японское правительство в течение последних лет. Не следует забывать, что проблема возвращения «северных территорий» была и остается одним из приоритетов правительства Абэ и одной из тех политических тем, которые имеют практически полный внутренний консенсус в японском обществе. Еще до киевского Майдана японское правительство официально пригласило российского президента посетить Японию, и это приглашение остается в силе. Другое дело, что визит так и не состоялся – по понятным причинам. Зато японский премьер впервые в истории посетил в начале прошлого лета именно Украину. Желание японского правительства заключить мирный договор с Россией является абсолютно справедливым желанием. В то же время японская сторона считает, что заключение такого договора должно сопровождаться «решением вопроса северных территорий», то есть возвращением захваченных в свое время Советским Союзом и удерживаемых до сих пор Россией островов так называемой Южно-Курильской гряды. Российская же позиция, а особенно российские действия в течение последних полутора лет полностью противоположны. Поэтому говорить о возможности достижения быстрого консенсуса между сторонами в решении этого вопроса будет слишком оптимистично.

«Мы находим полное понимание с японскими партнерами в наших консультациях по этому «российскому файлу».

И еще один важный момент. Международная политика японского правительства традиционно опирается на безусловное соблюдение основных норм и принципов международного права. Поэтому для японского правительства очевидны грубые нарушения международного права и в целом основ послевоенного безопасностного мироустройства в результате российской агрессии против Украины и временной оккупации некоторых частей нашей территории – у японцев есть часть своей территории под той же временной оккупацией того же «соседа». Японскую международную политику иногда называют еще политикой «активного пацифизма» – то есть политикой решения всех споров исключительно мирными средствами, путем переговоров и в соответствии с международным правом. Именно таким образом японские правительства уже в течение нескольких десятилетий пытались и продолжают пытаться решить в переговорах с СССР, Россией вопрос «северных территорий». Наши попытки решить вопрос возвращения захваченных Россией украинских территорий (так называемый «минский процесс») имеют более короткую историю, но пока тот же результат. Поэтому мы находим полное понимание с японскими партнерами в наших консультациях по этому «российскому файлу».

«Председательство Японии в G7 считал бы для нас положительным знаком»

Председательство Японии в G7 считал бы для нас положительным знаком – мой коллега в Киеве господин Суми получил полномочия и теперь начинает практику председательства в «клубе послов Семерки» в Киеве для проведения консультаций по координации политики государств G7 по т.н. «украинскому вопросу». Первое такое заседание послов Семерки должно состояться в Киеве на следующей неделе, и как бы в подтверждение того, что Япония очень серьезно относится к этой работе, на следующий же неделе в Киев из Токио прибудет, в т.ч. для участия в этой встрече, главный японский дипломат, которого можно назвать «шерпой» японского правительства в украинских делах.

Мыкола СИРУК, «День»
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ