Представьте себе человека, который, прожив в одном городе, на одной и той же улице на протяжении нескольких десятилетий, в то же время может быть гражданином шести стран. С таким феноменом можно встретиться и в Украине. Человек, который родился в Австро-Венгрии, после распада империи стал гражданином Чехословакии, потом на два дня — Прикарпатской Украины, на четыре года он получил гражданство Венгрии, а впоследствии — Советского Союза. С 1991-го он — гражданин независимой Украины. Такая судьба постигла многих венгров, проживающих в Закарпатье. Подобная судьба и у других венгров, которые проживают на смежных с Венгрией территориях. После краха Австро-Венгрии за границами нынешней Венгрии оказались фактически треть этноса. В Украине в целом насчитывается около 160 тысяч этнических венгров, в Румынии — почти два миллиона, в Словакии — шестьсот тысяч, в Югославии — около 400 тысяч. Во времена Советского Союза наиболее многочисленным национальным меньшинством в Европе считались именно венгры. Сейчас они на втором месте после россиян.
ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН, ХОТЯ И ВЕНГЕРСКИЙ
Девятнадцатого июня венгерский парламент с целью защиты соотечественников принял Закон о венграх, которые проживают в соседних с Венгрией странах, более известный под названием «О зарубежном венгре». После его принятия с критикой выступили Словакия и Румыния. В Бухаресте заявили, что замечания румынской стороны учтены не были еще при подготовке. Хотя на определенные уступки венгры пошли. При подготовке проекта предусматривалось, что в смежных с Венгрией странах откроются специальные бюро, которые будут заниматься выдачей удостоверений «настоящим» венграм. Румынам и словакам такая идея пришлась не по нраву. В Бухаресте и Братиславе трактовали такие намерения Будапешта как попытку прямого вмешательства в их внутренние дела. В Киеве этот закон восприняли довольно спокойно. Министерство иностранных дел Украины фактически приветствовало желание венгров защитить своих соотечественников, однако высказало надежду, что воплощение закона не будет противоречить принципам международного права. По мнению венгерских дипломатов, позиция Киева вполне уравновешенная, сдержанная. Однако венгры убеждены, что это еще не последняя реакция. Позиция Румынии была значительно жестче. Между тем следует учитывать румынские реалии: в стране функционируют партии различного направления — среди них достаточно влиятельная венгерская, а также откровенно националистическая «Великая Румыния», вторая по количеству депутатов парламента. Борьба между этими партийными силами на внутриполитической арене полностью отражает антагонизм некоторых румын и некоторых венгров.
Сам Закон о зарубежном венгре, на первый взгляд, абсолютно невинный. Самые придирчивые критики утверждают, что все дело в «филигранности» закона, отдельные положения которого можно по-разному понимать и воплощать. Правда, в Венгрии обращают внимание, что и оппозиционеры венгерского решения в Румынии и Словакии не такие уж «безгрешные», поскольку и румыны, и словаки уже имеют аналогичные законы, причем Бухарест проводит достаточно агрессивную политику в этом русле. Кстати, и в Украине разработан подобный законопроект, судьба которого теперь малоизвестна. Венгерский закон предусматривает фактическое приравнивание граждан Венгрии к венграм, проживающим в соседних странах (Хорватии, Югославии, Румынии, Словении, Словакии и Украине). Это касается доступа к культурным ценностям, образованию, определенным преимуществам по поездкам в Венгрию (возможно предоставление более дешевой или многократной визы), три месяца заграничные венгры будут иметь право работать в Венгрии. Фактически все эти нормы присутствуют и в словацком законе, и в украинском законопроекте. Единственное, что их различает, — пользование транспортом. На неограниченное количество бесплатных проездов, согласно венгерскому закону, имеют право дети до шести лет, либо лица, которым уже исполнилось 65. Прав, предоставленных законом, считает председатель Демократического союза венгров Украины Михаил Товт , не так уже и много, но это все равно лучше, чем ничего.
ВЕНГРЫ ЕСТЬ, КРИТЕРИЕВ — НЕТ
Ни в словацком законе, ни в украинском проекте нет преимуществ, которые предоставляются или должны предоставляться по месту проживания. Очевидно, это и можно назвать вмешательством во внутреннюю политику других государств. Венгерским законом предусмотрена поддержка различных неправительственных организаций, культурнических структур, которые будут заботиться о венгерской самобытности. Однако нового в этом ничего нет. Иное дело с поддержкой предпринимательства, которая может нивелировать принцип конкуренции, которого, кажется, Венгрия пытается придерживаться. Больше всего дискуссий вызывает вопрос, как все же будет определяться «настоящий» венгр, которому будет выдаваться специальное удостоверение. Эти документы можно будет получить только на территории Венгрии. Но сначала следует получить от определенного органа на территории страны, гражданином которой является этнический венгр, рекомендацию. Известно об этом органе только то, что он должен быть неправительственным. Ряд венгерских организаций в Украине уже обратились к Будапешту с предложением представить такую структуру.
Между тем Закон о зарубежном венгре почти не устанавливает критериев определения венгра. Знание языка — это далеко не показатель, поскольку в Закарпатье проживают немало цыган, свободно владеющих венгерским. Созданному органу фактически придется выдавать необходимые рекомендации по своему усмотрению. Будет ли объективным такое жюри?
Не исключены также и другие негативные последствия закона. Хотя в Венгрии подавляющее большинство граждан поддерживают закон, однако неизвестно, какой будет их реакция после того, как он станет воплощаться с массовым наплывом этнических венгров в поисках работы, обучения... В Соединенных Штатах населению уже пришлось столкнуться с негативными последствиями позитивной дискриминации. После чего и появилась известная притча о том, что тяжелее всего в Америке уволить с работы чернокожую женщину пенсионного возраста, нетрадиционной сексуальной ориентации.
ЛОЯЛЬНОСТЬ И СЕПАРАТИЗМ
Михаил Товт, который возглавляет Союз венгров Украины, подчеркнул, что венгерская община едва ли не больше всего пользуется правами, предусмотренными украинским Законом о национальных меньшинствах, в сравнении с другими нацменьшинствами. В Украине действуют 8 региональных организаций, которые занимаются защитой венгров, функционируют 96 школ с венгерским языком преподавания. Около сорока населенным пунктам Закарпатья возвращены старые венгерские названия. На админзданиях развеваются венгерские знамена рядом с украинскими. Проблем с венгроязычными СМИ у закарпатских венгров вообще нет, поскольку регион расположен в медиа-пространстве Венгрии. В целом же трудности украинских венгров по большей части мало чем отличаются от трудностей самих украинцев. Однако, заметил Товт, каким бы ни было обеспечение прав нацменьшинств, меньшинство все равно проигрывает рядом с большинством. Необходимы какие-то компенсирующие меры, которые и предусмотрены в Законе о зарубежном венгре. Бояться, что этот закон повлечет за собой массовую эмиграцию венгров, также не следует, заверил «День» временный поверенный по делам Венгерской Республики в Украине Шандор Алмаши . По его словам, все, желающие получить венгерское гражданство, сразу же будут лишаться прав, предусмотренных Законом о зарубежном венгре. Хотя венгр, нужно отметить, перед которым будет стоять выбор: воспользоваться правами упомянутого закона или перспективой европейского будущего в Венгрии, скорее всего, остановится на последнем. Существуют также опасения, что венгерские меры по повышению уровня самоидентификации их этнических побратимов повлекут за собой сепаратизм в других странах. Украина, к слову, уже имеет такой опыт. И именно с венграми. После того, как 1 ноября 1991 года Верховная Рада Украины одобрила Декларацию о правах национальных меньшинств, уже через месяц такими правами решили воспользоваться венгры Закарпатья. Одновременно с референдумом о независимости Украины 1 декабря население Закарпатской области решало: согласиться или нет, чтобы на территории их области была создана Специальная самоуправляемая административная территория Закарпатья («да» сказали 78% избирателей). В то же время в Береговском районе, где венгров почти 76%, проходил еще и дополнительный плебисцит по вопросу «желаете ли вы, чтобы на базе Береговского района был создан Венгерский национальный автономный округ?». Эту идею одобрили 82% из тех, кто участвовал в голосовании. Были впоследствии подготовлены соответствующие законопроекты, однако «береговский» акт застрял на уровне облсовета. Что касается Закарпатья в целом, то проект не набрал нужного количества голосов в Верховной Раде для утверждения. Михаил Товт, непосредственный участник тех событий (в свое время он был на руководящих должностях в административных органах Берегово, а впоследствии — депутатом украинского парламента) — вспоминает их как исторический курьез. По его словам, сепаратизм настолько же существует, насколько и не существует. Товт отметил, что венгры достаточно лояльный народ, и к межэтническим проблемам или противостоянию Закон о зарубежном венгре не приведет.
Существует и другая точка зрения: Украина сегодня, во-первых, занимает выжидательную позицию, пока Венгрия выяснит взаимоотношения с Румынией и Словакией. И во-вторых, Киев ценит добрые отношения с Венгрией, которая, кстати, обещала «до последнего» не вводить визовый режим.