Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Замкнутый круг насилия

Кто решится его разорвать — палестинцы или израильтяне?
17 сентября, 2003 - 00:00

Новому премьер-министру Палестины Ахмеду Куреи предстоит принять устрашающий вызов. Он должен пройти между осколками шрапнели от постоянных израильских военных действий против палестинцев, двойственности Соединенных Штатов в вопросе о «дорожной карте» и множеством воинствующих палестинских групп, жаждущих мести за каждого своего убитого лидера. Этот отвратительный цикл насилия слишком предсказуем. Но это совсем не значит, что он неизбежен.

Для того, чтобы нарушить цепь израильских убийств, за которыми последовали взрывы палестинских смертников, необходимо изменить образ мышления и линию поведения. Идея о том, что любая сторона может сокрушить другую и объявить победу, оказалась соблазнительным и опасным миражом, оставляющим за собой только след крови и ненависти. Израильских лидеров необходимо убедить в том, что упреждающие нападения и убийства только увеличивают, а не уменьшают количество нападений на израильтян. Поскольку грубые действия израильтян не в состоянии удержать палестинцев, Израиль, кажется, поднимает ставки, надеясь на то, что еще более грубые, более бесчеловечные акты смогут усмирить палестинцев. Вместо этого зверские действия израильтян порождают более решительную реакцию палестинцев — цикл убийств и насилия продолжается.

Правительство Соединенных Штатов тоже должно изменить свое отношение. Вместо того, чтобы заявлять о понимании права израильтян на защиту, администрация Буша должна занять четкую позицию против израильских убийств и ничем не обоснованных действий — таких, как выкорчевывание десятилетиями растущих оливковых деревьев и разрушение восьмиэтажных зданий. Ограничения на путешествия и продолжительная практика строительства незаконных поселений должны закончиться. Если бы американцы смогли убедить Израиль согласиться с этими прямыми требованиями, созрела бы обстановка для перемирия, которое, в свою очередь, стало бы прелюдией к настоящему мирному процессу.

До недавнего времени израильские должностные лица публично и конфиденциально отказывались отвечать на просьбы палестинцев принять соглашение о перемирии. Вместо этого они настаивают на невозможном требовании о том, чтобы палестинские власти расформировали воинствующие группы, чего Израилю, со всей его властью, не удалось осуществить. Непременно началась бы смертельная гражданская война, если бы палестинские власти попытались сокрушить палестинских вояк во время неустанных израильских нападений, когда не было никакого ощутимого прогресса на мирных переговорах.

Любое соглашение о перемирии требует, чтобы обе стороны воздержались от нападений друг на друга. Такие соглашения обычно включают пункт, предусматривающий действия нейтральных контролеров с третьей стороны. Но для того, чтобы соглашение о перемирии выполнялось, за ним немедленно должны последовать согласованные действия, направленные на то, чтобы найти политическое решение проблем, ставших причиной нападения друг на друга враждующих сторон. Настойчивость Израиля на продолжении своей политики убийств привела, что вполне естественно, к ожесточенной реакции — модель убийств, сопровождаемых взрывами смертников из чувства мести, и затем дальнейших убийств, причем ни одна из сторон не хочет ни на секунду закрыть глаза. Но вера Израиля в то, что еще одно убийство приведет к падению палестинцев, и вера палестинцев в то, что еще одно нападение смертников заставит израильтян поднять белый флаг, завели обе стороны в тупик. Махатма Ганди из Индии когда-то сказал, что политика «глаз за глаз и зуб за зуб» оставляет мир слепым и беззубым. Необходимо остановить эту игру с нулевым итогом и вернуться к разумной политике, основанной на здравом смысле, взаимности и компромиссе.

Пример последних трех лет показывает, что первым вопросом на повестке дня должно быть перемирие между израильским правительством (и всеми его военными и разведывательными управлениями) и палестинскими властями (включая все воинствующие фракции). Такое соглашение должно положить конец всем видам военных и вооруженных нападений, а также убийствам, и его выполнение должна контролировать нейтральная третья сторона — а именно, квартет (Соединенные Штаты, ООН, ЕС и Россия), составивший карту дорог, которая уже содержит условия для иностранных контролеров. И наконец перемирие должны поддержать круглосуточные переговоры (предпочтительно втайне, с участием высокопоставленных американских должностных лиц), целью которых является положить конец основной причине насилия — захвату палестинских территорий и решить проблемы границ, поселений, беженцев и Иерусалима. В этом контексте Израиль должен отложить мысли о выборе своих партнеров по переговорам.

Палестинский президент Ясир Арафат — законно избранный лидер палестинского народа. Никакие серьезные переговоры не могут состояться и никакие результаты не могут сохраняться долго, если одна сторона накладывает вето на представителей другой стороны. Настоящий мир предполагает соглашение между врагами, а не друзьями. Все, кто принимает участие в попытке разрешить конфликт между Израилем и Палестиной, знают, как скорее всего будет выглядеть мирное соглашение между сторонами. В Таба палестинские и израильские участники переговоров были очень близки к принятию соглашения по всем основным вопросам в начале 2001 г. Представление президента Буша о государстве свободной и независимой Палестины, которое должно быть основано в 2005 г., вместе с безопасным и спокойным государством Израиля также могло бы использоваться в качестве начала отсчета для новых переговоров.

Дауд КУТТАБ — директор Института современных средств информации в университете Аль- Кадс в Рамалле, Палестина

Дауд КУТТАБ. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ