Аманда ПОЛ, политический аналитик и программный директор Центра европейской политики, Брюссель:
— Столько времен прошло с тех пор, как Россия аннексировала Крым, и сейчас на востоке Украины действуют российские спецслужбы, подстрекая так называемых сепаратистов, в действительности вооруженных террористов, цель которых — дестабилизация ситуации в стране и в конечном итоге подчинение Киева воле Кремля. Но выглядит все так, будто европейцы и особенно бизнес-сообщество не понимают опасности путинского режима. Почему так выходит? Плохо работают СМИ или же лидеры стран ЕС не могут объяснить этого?
— В период жесткой экономии большая часть бизнес-сообщества ЕС не хочет жертвовать бизнесом и торговлей с Россией ради Украины. Многие люди не верят, что экономика ЕС должна страдать из-за, как многие считают, проблем между Украиной и Россией. Бизнес-сообщество хочет сохранить и даже углубить свои инвестиции с Россией. Складывается впечатление, что Украина должна быть способна урегулировать свой кризис с Россией без привлечения стран-членов ЕС. Существует серьезная нехватка понимания серьезности этого кризиса и того, что это означает для европейской безопасности и будущей геополитической карты Европы.
— Что может сделать Запад, чтобы, как сказал президент США Барак Обама, заставить Путина отказаться от своего намерения покорить Украину?
— Аннексия Россией Крыма и десятки тысяч войск, сосредоточенных на границе Восточной Украины, вернуло то, что, как считают, отошло в прошлое, обратно в Европу: территориальный конфликт и изменение границ с помощью силы. Запад должен перестать «принюхиваться как кошка», а двигаться к тому, о чем он говорил и чем угрожал на протяжении нескольких недель — жесткие экономические санкции, в частности в финансовом и банковском секторе, которые ударят по тем людям, которые являются частью внутреннего круга Путина, начнут душить российскую экономику и дальше подрывать доверие инвесторов к России. Когда российскую экономику начнет смывать в канализацию, Путин может оказаться в затруднительном положении. Однако не ясно, будет ли этого достаточно, чтобы остановить его действия относительно Украины, поскольку Украина является очень личным вопросом для Путина.
— Что вы думаете об инициативе министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, который предложил организовать круглый стол между ЕС, США и Россией, чтобы урегулировать украинский кризис? Ведь мы имеем уже одно Женевское заявление о деэскалации конфликта на востоке Украины и ее восточных границах, под которым стоит подпись министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова.
— Россия никогда не намеревалась реализовать Женевскую декларацию. Этот дипломатический бумажный тигр просто дал России больше времени, чтобы переместить фигуры на шахматной доске, в то же время предоставив Западу больше времени, чтобы заниматься дипломатией. Россия лгала с самого начала этого процесса, и обязательства министра иностранных дел Сергея Лаврова по имплементации Декларации были просто продолжением этой лжи.
— Часто говорят, что Путин действует инструментами XIX-века и возникает вопрос, как Запад может вести дело с российским президентом, используя инструменты XXI века, которые до сих пор не повлияли на политику Кремля. Что скажете на это?
— До сих пор стратегия ЕС и США относительно России была основана на вере в целый ряд принципов, включая уважение к территориальной целостности и суверенитету. Россия бросила вызов этому довольно агрессивным и возмутительным образом, потрясшему мир.
Однако Запад не будет переводить стрелки часов назад и бороться с Путиным на игровом поле XIX-го века, и Путин это знает. Никакого военного вторжения в Украину не будет. Запад нуждается в новой стратегии, он должен найти рецепт, который не позволит России угрожать и запугивать своих соседей. До сих пор на Западе не нашли этого рецепта.