Полку защитников прав русских в России и бывших республиках Советского Союза прибыло. Ряды политиков, занимающихся «чувствительным» русским вопросом, решил пополнить депутат Госдумы, экс-лидер партии «Родина» Дмитрий Рогозин. На днях он заявил о создании Русского исследовательского центра (РИЦ), который, как некоммерческая общественная организация, будет заниматься оказанием правозащитной помощи и антидиффамационной деятельности русским в славянских государствах бывшего СССР. Центр намерен в первую очередь проводить исследования в защиту русских, где бы они ни находились — как в России, так и за ее пределами, объяснил Д. Рогозин. Кроме того, добавил он, «организация будет противостоять любым попыткам попрания достоинства русского человека, где бы он ни находился, будет оказывать ему политическую и юридическую помощь».
Примечательно, что в июле этого года российский депутат объявлял об идеи создания движения по поддержке прав соотечественников в Украине. Но, как говорится, аппетит приходит во время еды, — теперь оказавшийся не у дел бывший лидер «Родины» решил создать организацию, охватывающую все бывшие республики СССР. Более того, российский депутат заявляет, что РИЦ станет международной организацией и со специальным статусом ООН. Рвение Д. Рогозина, наверное, будет по достоинству оценено российскими властями и политическими кругами. Однако, вряд ли это можно будет сказать о тех странах, которые собирается исследовать его будущий исследовательский центр. Ведь именно Рогозину принадлежат слова: «Идеология русского возрождения заключается в том, что русские должны вернуть себе Россию, которая принадлежит им по праву». Следует ли опасаться славянским странам нового исследовательского центра Рогозина? Об этом читайте в комментарии российского эксперта.
КОММЕНТАРИЙ
Николай ПЕТРОВ, член научного совета Московского центра Карнеги:
— Мне кажется, что создание РИЦ — это достаточно политизированный проект, напоминающий структуру Института СНГ, возглавляемого Константином Затулиным. Поэтому можно сказать, что исследовательский центр, отслеживающий то, как ущемляются права русских, как строятся отношения России с ближайшими соседями, существует.
Рогозин с уходом с поста лидера «Родины» оказался не у дел и ищет новую политическую нишу. Я думаю, что для него создание РИЦ — одна из наиболее эффективных попыток сохранить себя как достаточно молодого, активного и амбициозного человека, которому сейчас, по крайней мере, заказана партийная карьера.
Вряд ли мы сейчас можем говорить о появлении нового реального института. Скорее, мы имеем дело с политическим заявлением и новой крышей, под которой теперь будет жить получивший отставку в большой политике Д. Рогозин. Со стороны региональной и иногда частей федеральной власти существует спрос на такого рода аналитику — подчеркивающую проблемы, с которыми сталкиваются этнические русские за пределами России.
В этом смысле принципиально ничего не меняется от того, что на этом поле, плюс ко многим десяткам существующих аналитических структур и центров, выступающих с такими же националистическими позициями, появится еще одна, дополнительная.
Что касается финансирования, то в России, как со стороны патриотически настроенного бизнеса, так и государства, нет недостатка в средствах на такого рода проекты. В этом году в федеральном бюджете специально заложена статья расходов, которая идет через администрацию президента, на поддержание общественного сектора вне России и на работу с общественным сектором. Сейчас в Общественной палате идет дележ средств, выделенных государством на поддержание общественного сектора. И вполне допускаю, что сам Рогозин и какая-то часть его будущей структуры могут принять участие в этом дележе.