Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Завершение «эпохи» Квасьневского

Что оставляет после себя президент Польши?
27 апреля, 2005 - 20:47
ФОТО РЕЙТЕР

Осенью завершается срок второй и последней каденции нынешнего президента Польши Александра Квасьневского, который занимает особое место среди политических лидеров посткоммунистических стран Центрально-Восточной Европы и Балтии. Квасьневский принадлежит к когорте политиков, общенациональная политическая карьера которых началась с круглых столов 1989 года и которые оказывали существенное влияние как на формирование политико-экономической модели посткоммунистической Польши, так и на становление новых моделей международных отношений. За период двух президентских сроков Квасьневского Польша стала членом НАТО и ЕС, наладила беспрецедентно тесные для стран Центрально-Восточной Европы отношения с США. Вопреки существующим в общественном мнении опасениям о неконкурентоспособности на европейском рынке польской экономики, в первую очередь сельского хозяйства, период пребывания Польши в ЕС выявил ошибочность таких убеждений.

ОТ ДОСТИЖЕНИЙ ДО СКАНДАЛОВ — ОДИН ШАГ

Экономическое развитие Польши после вступления в ЕС демонстрирует высокие показатели. Существенно увеличился объем иностранных инвестиций. Польские аналитики отмечают, что чрезвычайно успешным после вступления в ЕС было функционирование национальной банковской сферы. Также эффективно содействуют модернизации сельского хозяйства и конкурентоспособности его продукции на европейском рынке доплаты из структурных фондов ЕС.

Эффективной была деятельность польской дипломатии, направленная на обеспечение лидерских позиций в регионе и активное закрепление за Польшей роли посредника в отношениях между постсоветскими странами (прежде всего Украиной, Молдовой и Беларусью) и евроатлантическими структурами. Постепенно и настойчиво Польша продолжает лоббировать реализацию «восточного измерения» внешней политики ЕС, ориентированного, прежде всего, на обеспечение евроинтеграции Украины.

В сфере внутренней политики при непосредственном участии президента Квасьневского в 1997 году была принята конституция Польши, в которой четко определены объем полномочий ветвей власти и заложены механизмы сдержек и противовесов в их взаимодействии. Закрепленное в конституции право президента дважды предлагать сейму кандидатуру премьер-министра (так называемые резервные полномочия) было эффективно применено Квасьневским для стабилизации политической ситуации и разрешения парламентско-правительственного кризиса весной 2002 года, в очень ответственный для Польши период завершения подготовки к вступлению в ЕС.

Значительным было влияние Квасьневского и на формирование партийной системы Польши. Ему удалось консолидировать распыленную польскую «левицу» и создать мощную политическую партию — Союз левых демократов (СЛД), которая дважды побеждала на парламентских выборах и обеспечивала эффективную политическую и законодательную поддержку реализации курса президента и деятельности правительства. Вместе с тем, польские аналитики отмечают, что Квасьневский выступал сотворцом, а в дальнейшем гарантом посткоммунистической системы интересов, в которой получили свой «кусок пирога» определенные группы политического истеблишмента. Эта система в Польше получила название «политического капитализма». Как результат в Польше разворачиваются три самых масштабных скандала — «Ривингейт», «Орленгейт» и связанный с приватизацией «Государственных учреждений страхования». Они вызваны махинациями в законодательной сфере, противозаконным сотрудничеством со спецслужбами России, коррупцией, уклонением от уплаты налогов, «отмыванием грязных» денег. Все это происходило при участии ведущих политиков «левицы», правоохранительных структур, службы разведки, прокуратуры, а также организованной преступности. Во время работы парламентских следственных комиссий и проведения журналистских расследований выяснилось, что подозреваемые в этих преступлениях утверждали о причастности к ним Квасьневского и его жены. Обвинения в адрес президентской семьи основываются либо на непосредственном знакомстве обвиняемых с Квасьневским и его женой, либо на тесных связях с работниками президентской канцелярии. Президент отвергнул все подозрения. Однако в СМИ появился ряд документальных данных, которые обвиняют президента во лжи. Вследствие этого соцопросы зафиксировали самый высокий после выборов 1995 года уровень недоверия Квасьневскому — президенту не доверяет около 50% граждан (в среднем по результатам опросов разных социологических фирм).

НЕУРЯДИЦЫ В ПАРТИЙНЫХ ДЕЛАХ

На фоне этих скандалов и нерешенности социально-экономических проблем уровень доверия к властной СЛД и сформированного ей правительства катастрофически падает, начался распад партии, которая в течение последнего десятилетия выступала одним из ведущих игроков политической сцены. Проведенная ротация руководства правительства в 2004 году — премьер-министра Лешека Миллера сменил кандидат президента Марек Белька; спикером сейма после Марека Боровского стал Юзеф Олексы, на смену которому пришел Влодзимеж Цимошевич — ситуацию не улучшила. Критикуемый и справа, и слева премьер-министр Белька уже объявил необходимым ускорить роспуск парламента и провести досрочные парламентские выборы, для чего он планирует 5 мая подать в отставку и перейти в новообразованную Демократическую партию. Как результат в левом сегменте политического спектра разворачивается конкуренция между генетически родственными левоцентристскими партиями, что на период предвыборных президентской и парламентской кампаний следующего года снижает шансы переформатирования «левицы», а значит и ее шансы на выборах. Основные сценарии реорганизации левого крыла политического спектра связывались с Квасьневским, однако падение в обществе его авторитета и уменьшение электорального потенциала ставит под сомнение результативность этого процесса.

Противоречивы оценки стиля руководства, введенного в политику Квасьневским. Отмечаются коммуникационные способности президента и эффективное их применение как во внешней, так и во внутренней политике. Однако в условиях обострения внутриполитической ситуации Квасьневский оказался очень уязвимым и не готовым активно противостоять наступлению оппозиции. В частности, в ситуации обострения правительственно-парламентского кризиса он не смог найти действенных механизмов сплочения СЛД и своевременного обеспечения ротации ее руководящего состава. Введенный президентом в политическую практику стиль руководства представляет собой сочетание унаследованных от времен ПНР отношений «доверенных лиц в теплой компании» (в польских медиа этот стиль руководства получил название «олькизм» (Олек — польской уменьшительное от Александр) и великосветскости, привнесенной в нынешнюю политическую практику политическими салонами и вечеринками Йоланты Квасьневской. Жена президента активно занимается общественной деятельностью и пользуется значительной популярностью в стране, однако обвинения в причастности возглавляемого ею благотворительного фонда «Понимание без барьеров» к участию в коррупционных схемах и «отмывании грязных денег», личное общение во время светских мероприятий с обвиняемыми в коррупционных аферах сейчас активно используются оппозицией в начатых предвыборных баталиях.

В итоге следует отметить, что нынешняя политическая ситуация в Польше в значительной степени определяется одновременным разворачиванием двух предвыборных кампаний — парламентской и президентской, и не способствует объективной оценке деятельности президента Квасьневского. Однако уже сейчас можно прогнозировать значительные изменения в составе политической элиты страны. Причем процессы формирования внутренне- и внешнеполитических стратегий в этой стране и впредь будут находиться под воздействием личных качеств властной элиты, что будет иметь значительное влияние на дальнейшее состояние украинско-польских отношений.

Ирина САЛО, кандидат исторических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ