Бывший советник по национальной безопасности при президенте Джимми Картере Збигнев БЖЕЗИНСКИЙ считается популярным экспертом по восточноевропейской политике. Его оценки событий в Украине, а также взгляд на возможности, которые открываются перед Киевом, — в одном из последних интервью.
— Господин Бжезинский, согласно заявлениям нового президента Грузии Михаила Саакашвили, «ближнее зарубежье», окружающее Россию, охватила «третья волна освобождения» от авторитаризма. Как вы полагаете, действительно ли речь идет о новом историческом процессе?
— Очевидно, что процесс демократизации трансформирует бывшую советскую систему. Именно это может служить характеристикой украинского феномена, так же как и грузинского. Фактом является то, что демократия стала естественным стремлением стран, которые раньше были не простыми союзниками, а составной частью Советского Союза. Этот процесс невозможно остановить. Он неизбежно охватит и Россию.
— Виктор Ющенко продемонстрировал намерение вступить в Европейский Союз в случае победы 26 декабря. Москва стерпит такое отступничество?
— Ответ очень прост: Украина — не Россия. А Россия — не Украина. Тот факт, что у них общие тысячелетние исторические корни, не означает, что речь идет об одной и той же стране. Естественно, это не означает, что Россия может решать, что должна делать Украина и какими должны быть ее чаяния. Если украинский народ хочет вступить в Европу, это его право. И это вступление может предшествовать вступлению самой России, что, безусловно, позитивно. С другой стороны, если России удастся помешать присоединению Украины, она вновь может стать империей, командующей своим окружением...
— Украина, следовательно, должна вступить в НАТО, чтобы укрепить свои демократические завоевания и противостоять российским притязаниям?
— Это решение могут принять только украинцы. Если они выразят желание стать членами НАТО и смогут соблюсти необходимые стандарты, если они докажут, что являются демократической страной, готовой внести вклад в коллективную безопасность, тогда не будет повода для отказа. Но я думаю, что привлечение новых членов не является задачей западных стран. Украинцы должны сами решить, может ли вступление в НАТО обеспечить их большую безопасность. Я положительно отношусь к их вступлению, но все зависит от них.
— Вы опасаетесь, что Запад вступит в новую «холодную войну» с Россией? Сегодня существует много пунктов разногласий: Украина, Чечня, новое ядерное оружие, дело ЮКОСа и контроль со стороны Путина за средствами массовой информации, новые шаги по централизации власти. Кондолизза Райс сказала мне в начале года: «У Кремля Путина слишком много полномочий».
— Охлаждение есть, это правда, но я не думаю, что новый конфликт возможен. В «холодной войне» участвовали сверхдержавы, обладающие ядерным оружием. Россия больше не сверхдержава. Буш и Путин, безусловно, попытаются поддерживать корректные отношения, но некоторая напряженность существует. Если Россия будет продолжать проводить свою неоимпериалистическую политику, то она, в конечном счете, окажется в изоляции, касающейся ее отношений не только с США, но и со всем остальным миром. Она утратит завоеванную не так давно позицию страны, которая, по меньшей мере, способна рассмотреть возможность построения демократического общества. Запад не должен мириться с попытками Путина рядиться в одежды демократического лидера, когда он совершает прямо противоположные поступки. Мы честны. Мы должны установить с Россией отношения во всех областях, вести диалог и переговоры, но мы не можем притворяться, что Россия является чем-то иным, отличным от того, что она из себя представляет...