Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Желания и реальность

Визит Владимира Путина в Китай каких-либо осязаемых результатов не принес
7 февраля, 2022 - 17:50
ФОТО РЕЙТЕР

На переговорах с председателем КНР Си Цзиньпином обсуждалось в частности, двустороннее военно-техническое сотрудничество. Путин подтвердил свою поддержку принципа «одного Китая», а глава КНР – поддержку российских требований о нерасширении НАТО на Восток. Все это имеет чисто символическое значение, поскольку Россия не собирается помогать Китаю завоевывать Тайвань, а Пекин не будет помогать Москве покорять Украину. Путин объявил, что российская сторона подготовила «новый контракт на поставку газа в Китай с Дальнего Востока России по 10 миллиардов кубических метров в год». Однако этот контракт пока что не подписан. Вероятно, в Пекине сочли, что российский газ, с учетом стоимости инфраструктуры, которую необходимо построить для его транспортировки, не слишком интересен для Китая. И тем более в Пекине не собираются давить на Запад, чтобы заставить его согласиться с абсурдными российскими требованиями.

В совместном заявлении, принятом Владимиром Путиным и Си Цзиньпином, утверждается, что «некоторые силы, представляющие меньшинство на мировой арене, продолжают отстаивать односторонние подходы к решению международных проблем и прибегать к силовой политике, практикуют вмешательство во внутренние дела других государств, нанося ущерб их законным правам и интересам, провоцируют противоречия, разногласия и конфронтацию, препятствуют развитию и прогрессу человечества, что вызывает неприятие со стороны международного сообщества». Если подходить к данному пассажу объективно, то данные анонимным «силам» характеристики полностью применимы к политике путинской России. Также Россия и Китай настаивают, что «демократия является общечеловеческой ценностью, а не привилегией отдельных государств, ее продвижение и защита – общая задача всего мирового сообщества… Демократия не строится по трафаретам. В зависимости от общественно-политического устройства, истории, традиций и культурных особенностей конкретного государства его народ вправе выбирать такие формы и методы реализации демократии, которые соответствуют специфике данного государства. Право судить о том, является ли государство демократическим, есть только у его народа. Стороны отмечают, что Россия и Китай, являющиеся мировыми державами с богатым культурным и историческим наследием, имеют глубокие традиции демократии, основанные на тысячелетнем опыте развития, широкой народной поддержке и учете нужд и интересов граждан. Россия и Китай гарантируют своим народам право в соответствии с законом участвовать различными методами и в различных формах в управлении государством и общественной жизнью».

При таком определении, несомненно, большими демократами придется считать и Сталина, и Гитлера, и Муссолини, и Пол Пота: у каждого диктатора обычно имеется свое собственное понимание демократии, и ему не составляет большого труда заставить подвластный народ следовать заданной сверху интерпретации демократических ценностей. Путина и Си Цзиньпина возмутили «попытки отдельных государств навязывать другим странам свои «демократические стандарты», присвоить себе монопольное право на оценку уровня соответствия критериям демократии, проводить разделительные линии по идеологическим признакам, в том числе через создание узкоформатных блоков и ситуативных альянсов, на самом деле представляют собой пример попрания демократии и отступления от ее духа и истинных ценностей».

В свою очередь, некоторые политические наблюдатели расценили переговоры в Пекине лидеров РФ и КНР как попытку создать аналог оси Берлин – Рим – Токио времен Второй мировой войны. На роль Муссолини в этой комбинации вполне годится Александр Лукашенко. Однако ось Москва – Минск – Пекин пока что не создана, и в украинском кризисе Путин может рассчитывать не более чем на моральную поддержку со стороны Китая. В заявлении был повторен и российский тезис о «неделимости безопасности»: «Ни одно государство не может и не должно обеспечивать свою безопасность в отрыве от безопасности всего мира и за счет безопасности других государств». Такое толкование вообще делает бессмысленным само понятие «обеспечения безопасности». Ведь в случае признания такого определения юридически обязательным, ни одна страна в мире, включая Россию и Китай, не только не сможет вступать в двусторонние и многосторонние военно-политические блоки, но и увеличивать численность своих вооруженных сил и вооружений, так как это всегда может быть сочтено угрозой одной стране или группе стран.

Украина в российско-китайском заявлении прямо не называется, но к ней явно относится следующий пассаж: «Россия и Китай выступают против действий внешних сил по подрыву безопасности и стабильности в общих сопредельных регионах, намерены противостоять вмешательству внешних сил под каким бы то ни было предлогом во внутренние дела суверенных стран, выступают против «цветных революций» и будут наращивать взаимодействие в вышеупомянутых областях». Однако это сотрудничество вряд ли выйдет за рамки дипломатического. Также было заявлено, что «стороны выступают против дальнейшего расширения НАТО, призывают Североатлантический альянс отказаться от идеологизированных подходов времен «холодной войны», уважать суверенитет, безопасность и интересы других стран, многообразие их цивилизационных и культурно-исторических укладов, объективно и справедливо относиться к мирному развитию других государств». По сути Россия и Китай хотели бы нового раздела мира на сферы влияния и гарантий того, что в Китае на неограниченно долгое время сохранится тоталитарный коммунистический режим, а в России – жесткий авторитарный режим.

Неслучайно Путин и Си Цзиньпин подтвердили, что «намерены твердо отстаивать незыблемость итогов Второй мировой войны и сложившийся послевоенный миропорядок», явно намекая на Ялтинско-Потсдамскую систему, на несколько десятилетий за фиксировавшую раздел мира между двумя сверхдержавами. Сейчас только от блока западных государств во главе в США зависит, смогут ли они успешно противостоять глобальным притязаниям двух держав, более слабых в военном, технологическом и экономическом отношении, но зато обладающих, в рамках каждого из двух государств, единой политической волей в условиях практически полного подавления политической оппозиции. Здесь все будет зависеть от того, проявят ли Джо Байден и другие западные лидеры жесткую политическую волю противостоять российским и китайским стремлениям в соответствующих регионах.

Политика же европейских лидеров по разрядке напряженности вокруг Украины пока что не приносит плодов. В очередном телефонном разговоре с Эммануэлем Макроном Владимир Путин, согласно сообщению его пресс-службы, «вновь привлёк внимание к провокационным заявлениям и действиям киевского руководства, идущим вразрез с минскими договорённостями». Макрон собирается выступить посредником между Россией и Украиной, и с этой целью посещает Москву и Киев в попытке возродить нормандский формат. Но в настоящее время шансов на его возрождение мало. Сейчас главную роль в урегулировании кризиса вокруг Украины играют США, и здесь есть одна тревожная тенденция. Американские официальные лица слишком часто повторяют тезис о том, что Россия вот-вот может вторгнуться в Украину, и что Украина не сможет сколько-нибудь долго противостоять агрессору.

Председатель Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил США Марк Милли, согласно появившимся в прессе утечкам, считает, что Россия уже сосредоточила на границах Украины 70% группировки, необходимой для вторжения, и что в случае начала вторжения российские войска будут в Киеве уже через 2 дня, и еще 72 часа понадобится им для взятия города. При этом потери Украины в возможной войне могут составить от 5 до 25 тыс. военнослужащих, от 25 до 50 тыс. мирных жителей и до 5 млн. беженцев в страны Евросоюза. При этом потери российской армии могут составить всего лишь от 3 до 10 тыс. человек. Совершенно непонятно, откуда взялись такие оценки. На самом деле уровень боевой подготовки российской и украинской армий примерно одинаков, возможно, даже с некоторым перевесом на украинской стороне из-за большей мотивированности личного состава. По обычным вооружениям и боевой техники силы также оказываются сопоставимы, особенно с учетом поставок западных вооружений Украине, а также тех преимуществ, которые имеет обороняющаяся сторона. Низкая же мотивированность подавляющего большинства российских военнослужащих на войну с Украиной грозит российскому командованию тем, что (разумеется, только в случае, если украинская армия окажет сильное сопротивление) солдаты могут дезертировать с поля боя.

Неслучайно председатель «Общероссийского офицерского собрания» отставной генерал-полковник Леонид Ивашов, придерживающийся радикально националистических взглядов, которого трудно заподозрить в симпатиях к нынешнему украинскому правительству, выступил с заявлением против войны с Украиной, утверждая, что «нагнетаемая вокруг Украины ситуация носит, прежде всего, искусственный, корыстный  характер для неких внутренних сил, РФ в том числе». По мнению генерала, «применение военной силы против Украины, во-первых, поставит под вопрос существование самой России как государства; во-вторых, навсегда сделает русских и украинцев смертельными врагами; в-третьих, будут с одной и с другой стороны тысячи (десятки тысяч) погибших молодых, здоровых ребят, что безусловно скажется на будущей демографической ситуации в наших вымирающих странах. На поле боя, если это случится, российские войска столкнутся не только с украинскими военнослужащими, среди которых будет много русских ребят, но и с военнослужащими и техникой многих стран НАТО, а государства-члены альянса обязаны будут объявить России войну».

Насчет объявления войны России государствами НАТО – это явное пропагандистское преувеличение, но, судя по всему, Ивашев реально опасается, что российские солдаты в массе своей не захотят сражаться против украинцев, а это может поставить под угрозу российскую государственность. Поэтому нельзя исключить, что нагнетаемые некоторыми официальными лицами США алармистские настроения и преувеличение реальной боеспособности группировки российских войск, нацеленных против Украины, направлены на то, чтобы побудить Киев принять некий болезненный компромисс в отношении Москвы.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ