Культурное многообразие неизменно присуще европейской истории. Оно является источником многих величайших достижений нашего континента, в то же время его неправильное понимание стало одной из причин некоторых величайших трагедий на нашем континенте.
В последние десятилетия, с новыми волнами иммиграции, культурное многообразие стало шире и будет продолжать расти, на что есть, по крайней мере, две причины.
Во-первых, большинство из тех, кто прибыли в Европу в последние десятилетия, и их потомки никуда отсюда не уедут. Многие из них сохраняют приверженность культуре своих родных стран. Что в этом плохого? От людей, которые приезжают жить в новую страну, если они соблюдают законы, нельзя требовать отказа от своей веры, культуры и самобытности. Такое многообразие культур, безусловно, может способствовать развитию творческого потенциала, в котором Европа нуждается как никогда прежде.
Во-вторых, население Европы стареет, и, следовательно, растет потребность в иммигрантах. По подсчетам Европейской комиссии, без их притока только в одном ЕС трудовые ресурсы в следующие 50 лет сократятся почти на 100 млн. человек, даже если население в целом будет продолжать расти. Это неизбежно приведет к упадку.
Таким образом, культурное многообразие — судьба Европы. Оно является сегодня и будет оставаться завтра фактором, формирующим наше будущее в быстро меняющемся мире. В этой связи европейцам жизненно необходимо найти более действенные и солидарные ответы на стоящие перед ними вызовы и, если говорить начистоту, гораздо более эффективные, чем сейчас. На этот раз ошибка недопустима. К сожалению, налицо признаки того, что именно такая ошибка может быть совершена.
Эти признаки очевидны для всех: рост нетерпимости; усиление поддержки партий, выступающих под популистскими и ксенофобскими лозунгами, дискриминация; появление целой категории мигрантов, не имеющих документов и практически лишенных прав; «параллельные» сообщества, представители которых не имеют почти никаких связей с окружающим населением; исламский экстремизм; утрата демократических свобод; попытки ограничения свободы выражения мнений в угоду мнимым интересам свободы религии.
За этими явлениями стоит подспудное чувство незащищенности (вызванное экономическими трудностями в Европе и ощущением сравнительного упадка), широкомасштабный процесс иммиграции (как в объективной реальности, так и в субъективном восприятии), искаженные образы и опасные стереотипы в отношении меньшинств в СМИ и общественном сознании, а также дефицит лидеров, которые могли бы внушать доверие своим ясным видением судьбы Европы.
Наш доклад «Жить вместе: сочетание многообразия и свободы в Европе XXI века» (опубликован на www.coe.int) предлагает ответ, основанный на базовых ценностях Европы, проект построения Европы, уверенной в своих силах, которая не будет сторониться многообразия, а откроется навстречу ему и согласится с тем, что нет ничего плохого во множественной идентичности. Если есть афро-американцы или итало-американцы, почему не может быть «европейца-через-тире» — турко-немца, североафро-француженки или британо-азиата.
Мы считаем, что такая Европа возможна, но только если все, кто уже давно живет в европейских странах, будут признаны в качестве полноправных граждан, и если все, независимо от веры, культуры и национальности, будут иметь равный статус в глазах закона, власти и остальных граждан. Как и все остальные граждане в демократической стране, они должны иметь слово в установлении законов, но не право нарушать их под предлогом своей особой религиозной и культурной принадлежности.
Мы предлагаем 17 руководящих принципов, которые, как мы надеемся, политики, люди, определяющие общественное мнение, активисты гражданского общества будут использовать в качестве рабочего пособия в борьбе за многообразие.
Как минимум, нужно договориться о том, чтобы соблюдать законы, о том, что такое закон и как его можно изменить. При условии соблюдения иммигрантами закона от них не следует требовать отказа от своей веры, культуры или самоидентификации. Необходимы особые меры для того, чтобы члены маргинализированных или не имеющих преимуществ групп пользовались подлинным равенством возможностей; также нужно стремиться к тому, чтобы члены различных религиозных, культурных и национальных групп знакомились друг с другом и совместно работали в общественных объединениях. Наконец, мы твердо выступаем за свободу выражения мнений, которая не должна ограничиваться законом, практикой и страхом насилия. В то же время мы полагаем, что не должны оставаться без ответа публичные высказывания, направленные на формирование или усиление общественных предрассудков в отношении представителей любой группы — особенно меньшинств, иммигрантов или новых мигрантов. Главная идея нашего доклада — «минимум принуждения, максимум убеждения».
С тем, чтобы претворить эти принципы в жизнь, мы призываем государства признать все права и обязанности гражданина, в том числе право голоса, за максимально широким кругом их постоянных жителей, а в качестве промежуточного шага — представить всем постоянно проживающим в них иностранцам возможность голосовать на местных выборах. Мы также призываем их заняться исправлением заблуждений и стереотипов о миграции и создавать у своих граждан более правильное представление о положении мигрантов и о нынешних и будущих потребностях Европы. Мы признаем их право и обязанность контролировать миграционные потоки, но призываем всех европейцев справедливо и гуманно обращаться со всеми прибывающими в Европу лицами в поисках убежища и мигрантами, причем государства-члены Совета Европы должны проявлять необходимую солидарность и разделять общее бремя. Мы предлагаем Совету Европы и Европейскому Союзу вместе работать над созданием комплексной, единой и прозрачной иммиграционной политики для всей Европы и, протянув руку нашим соседям на Ближнем Востоке и в Северной Африке, дать им возможность, обретя соответствующий статус, участвовать в европейских институтах и конвенциях.
Мы убеждены, что, следуя этим путем, Европа сможет стать лучше и добрее, чем сегодня.
Авторы статьи, предоставленной «Дню» Советом Европы, являются членами Группы видных деятелей, образованной по инициативе генерального секретаря Совета Европы Турбьёрна Ягланда. Как сообщили в пресс-службе СЕ, положения доклада будут проводиться в жизнь в период украинского председательства в Комитете министров Совета Европы (май — ноябрь 2011 года).