Год назад, незадолго до 7 октября, ставшего днем начала бомбардировок Афганистана, в глухом уголке на юге Узбекистана появилась одна из самых секретных американских военных баз. Сразу же Канабадская база вместе с городом Карши была изолирована трехмильной охранной зоной. Тогда первой реакцией местных жителей на звук приземляющегося самолета была паника, поскольку в такую глушь мировые новости почти не доходят, а узбекская пресса, контролируемая государством, сообщила о сотрудничестве с Соединенными Штатами только на следующий день после начала высадки американцев. Однако сейчас чувство панического страха у местных жителей исчезло. Зато появилась возможность улучшить свое финансовое состояние. По сообщению британской газеты «Гардиан», военная база начала предоставлять узбекам рабочие места. Молодой плотник, которого американцы пригласили на работу, утверждает, что теперь в Канабаде намного меньше безработных.
Впрочем, местное население недовольно тем, что окружающие поля запрещено использовать для выпаса скота, а также тем, что нужно получать особое разрешение, чтобы пригласить родственников. К тому же все, что завозится на изолированную территорию, подлежит досмотру. Но должностные лица утверждают, что никакого нарушения прав граждан нет и что они могут свободно посещать Канабад, обязуясь только предъявить паспорт. Не все ясно и с деньгами, которые платят США за пользование базой, и их дальнейшей судьбой. Большинство людей уверены, что эти деньги остаются в карманах правящей верхушки. Пилоты утверждают, что правительство получает $1000 за каждый взлет и посадку американского самолета, а их было уже около трех тысяч. Месячная зарплата узбекского пилота составляет $75, тогда как плотник получает от американцев за работу на базе $70.
Никто из местных жителей не знает, как долго американцы останутся в Канабаде. Президент Узбекистана Ислам Каримов заявил на встрече в Таджикистане, что военные подразделения США останутся в Центральной Азии до тех пор, пока не будет уверенности в мире и стабильности в регионе. Но большинство местного населения почти уверено, что американцы останутся здесь навсегда.