Создание национальной системы противоракетной обороны будет в центре внимания Пентагона, заявил в начале сенатских слушаний о своем утверждении в должности кандидат в министры обороны США Дональд Рамсфелд. Тем самым он только подтвердил решительность позиции избранного президента Джорджа Буша-младшего, заявленной еще во время избирательной кампании: эта система непременно должна быть создана. Президент Билл Клинтон, столкнувшись с противостоянием со стороны не только России, но и многих союзников из Западной Европы, отказался летом принимать решение по созданию «национальной системы противоракетной обороны», переведя это на плечи новой администрации.
Рамсфелд в своем выступлении в cенате заявил, что действующая система сдерживания, созданная еще во времена «холодной войны», не является совершенной, она неспособна преодолеть все угрозы, которые возникают в новом веке, и таким образом, эта система не может в своем нынешнем виде обеспечивать национальную безопасность Соединенных Штатов. Поэтому администрация Буша должна пересмотреть всю имеющуюся в наличии систему стратегического сдерживания. Национальная система ПРО нравится новой администрации тем, что она «работает без выстрела», меняя саму модель поведения. А поэтому о технических возможностях ее развертывания и эффективности администрация Буша не желает даже задумываться. В связи с этим не лишним было бы напомнить, что Буш считался ставленником наиболее мощных корпораций военно-промышленного комплекса и наиболее влиятельных военных кругов Соединенных Штатов.
Проблемы американской системы ПРО существуют во многих измерениях. Во-первых, сама идея внесения изменений в установившийся мировой порядок, зафиксированный советско-американским договором о ПРО в 1972 году, не на шутку разозлила Россию. Москва обвиняла Вашингтон в попытке нарушить установившийся паритет, а поэтому и стабильность. Ближе к концу года, когда споры вокруг новой американской системы ПРО стали не настолько острыми, Москва стала заявлять, что готова к любым изменениям, не раскрывая сути своей готовности. Категорическим противником планов Вашингтона выступил и Пекин.
Американская идея не вызвала восторга в Германии, Франции, Италии, хотя эти страны и воздержались от того, чтобы выступить единым фронтом с Россией. Можно допустить, что именно эти дискуссии побуждали к активизации идеи Европейской оборонной инициативы, которую, в частности, в Париже видят как можно менее зависимой от НАТО.
Во-вторых, ни одно из проведенных испытаний новой системы ПРО не продемонстрировало ее эффективности. И даже возник скандал, когда оказалось, что некоторые из реально зафиксированных результатов, мягко говоря, не отвечали обнародованной информации.
В-третьих, остается под вопросом финансовая возможность реализовать проект новой системы ПРО — во времена президента Рейгана, например, одной из главных причин свертывания проекта «звездных войн» стала его огромная затратность, которая не отвечала возможной эффективности.
Кандидат в министры обороны Рамсфелд повторяет тезис, уже несколько раз высказанный Бушем-младшим: Соединенные Штаты, строя новую систему ПРО, обязательно будут консультироваться как со своими союзниками по НАТО, так и с Россией.
Пока что, насколько известно, в поддержку американского проекта выступили только британские консерваторы, которые рассчитывают, что это может помочь им выиграть досрочные выборы, назначенные на май. В то время как премьер-министр Тони Блэр считает, что вопрос о привлечении Британии не стоит, но сама проблема еще должна быть обсуждена. В Лондоне опасаются, что однозначное одобрение планов Буша может привести к серьезным манифестациям протеста.
Вашингтон всякий раз подчеркивает, что новая система ПРО должна быть направлена исключительно против тех угроз, которые могут возникать от возможного распространения оружия массового уничтожения и стран-членов «черного списка», которые могут угрожать национальной безопасности США. Такими США считают, в частности, Северную Корею, Ирак. Хотя кто может поручиться, что в него не попадут и другие страны? И что Украина, например, не станет заложником ситуации, в которой расположенные на ее территории станции предупреждения будут работать на одну из сторон возможного противостояния? Исходя из всего, украинская элита вряд ли может утверждать, как российская, что готова к любому развитию событий.