Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Школа перестала быть единственным источником знаний»

Министр образования и науки Лилия Гриневич обсудила с участниками Летней школы журналистики «Дня» планы относительно изменений в украинском образовании
28 июля, 2016 - 19:26
Фото Руслана КАНЮКИ, "День"

В этом году Летняя школа не сбавляет темпа до самого финиша! Последним лектором 14-й ЛШЖ стала министр образования и науки Украины Лилия Гриневич. Завершение вступительной кампании, обсуждение новаций в образовательной системе - график у министра насыщенный, но она нашла время, чтобы прийти в Летнюю школу журналистики (кстати, уже второй раз) и рассказать о том, как ведомство справляется с текущими вызовами.

Когда несколько месяцев назад газета «День» формировала свое альтернативное правительство «Национальной сборной», Лилии Гриневич отвели в нем роль министра образования. Недавно прошло сто дней, как Лилия Михайловна работает на этой должности в украинском Кабмине. Наши ожидания оправдываются: за это время новому главе ведомства удалось заложить фундамент для внедрения новаторских методик обучения в образовательных учреждениях.

Во время встречи «летнешколяры» обсудили с Лилией Гриневич немало вопросов: обновление программ и внедрение 12-летки в школах, значение профессии учителя в обществе, итоги вступительной кампании и т.п.

«Все сведено в систему, и уже запущена работа по алгоритму, с распределением мест и абитуриентов на эти места в соответствии с их приоритетами. Таким образом, мы полностью исключаем субъективный фактор, - рассказывает Лилия Гриневич об особенностях вступительной кампании. - В первые дни были технические проблемы, которые потом сняли. Дело в том, что все абитуриенты захотели подать свои документы в первые дни вступительной кампании, поэтому система зависала. Эти технические вопросы надо решать через закупку лучшей техники».

Лилия Гриневич также прокомментировала ситуацию вокруг бывшего директора Украинского центра оценивания качества образования Игоря Ликарчука, которому, как стало известно сегодня, предъявили официальное обвинение по делу о фальсификации результатов ВНО. «Я не верю в то, что Игорь Ликарчук причастен к изменению результатов в базе данных с результатами ВНО, - подчеркивает министр образования и науки. - Я надеюсь, что все обвинения, выдвинутые против него, будут сняты в суде. По сообщениям прокуратуры, было изменение около сотни результатов тестирования. И это изменение совершили работники ИТ-отдела, которые имели непосредственный доступ к базе. Чему это нас научило? База должна быть защищена, любое вмешательство в нее должно быть обнаружено. В данном случае база не имела надлежащей защиты, и мы это уже исправили. Результаты нынешнего тестирования уже защищены от такого вмешательства. Мне кажется, что многие наши проблемы от того, что мы постоянно экономим, недофинансирует узловые вещи. Ведь установление качественной системы защиты довольно дорогое, и этого не сделали вовремя из-за нехватки средств».

Лилия Гриневич заверяет, что 12-летней системы в школах бояться не стоит, она необходима в новой украинской школе. Сегодня 11-летняя система обучения существует в Украине, России и Беларуси - странах, где до сих пор сохраняется принцип постсоветского образования и царит чрезмерная теоретизация вместо практики.

По мнению Лилии Гриневич, в отношении образования государство должно делать ставку именно на ценности и личные знания. «Моя задача как министра - сделать так, чтобы радость познания смог получить каждый ребенок в школе, поскольку школа перестала быть единственным источником знаний», - утверждает она.

Интервью с министром образования и науки Лилией Гриневич читайте в следующих номерах «Дня».

ВПЕЧАТЛЕНИЯ:

Мария ЧАДЮК, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»:

- Ключевой для меня была тема о внедрении новой концепции школы. Эта школа должна реагировать на вызовы, стоящие перед ней в современном мире. Одним из них является то, что «школа перестает быть единственным местом получения информации», как отметила наша гостья. Поэтому нужны инновации: ориентация на развитие практических навыков, самостоятельное мышление, представление информации в интересном формате. Все это, надеюсь, будет воплощено в новой школьной программе. Думаю, она привлечет внимание общества к сфере образования, в частности должностных лиц, которые начнут финансировать этот сектор должным образом.

Дмитрий БАЙДА, Национальный университет «Острожская академия»:

- Во время подготовки к встрече я обратил внимание на биографию Лилии Гриневич. От учителя до директора, опыт создания системы ВНО и прочее. Естественно, что наши вопросы в основном касались высшего образовательного звена - студенчества, важно было узнать об ориентирах в нем. «Нападение» отражено. Сейчас остается мониторинг за тем, как замыслы министерства будут воплощаться в жизнь.

Марина СНИЖИНСКАЯ, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»:

- Приятно видеть человека, который горит желанием что-то изменить к лучшему. Вдвойне приятно, что этот человек имеет такую возможность. Коренное изменение системы школьного образования - это не просто потребность, но и огромная необходимость. Надеюсь, что Лилии Гриневич удастся воплотить свои замыслы в жизнь. Но я понимаю, что сделать такие основательные перестройки за короткое время невероятно трудно. Впрочем, чтобы подняться вверх хотя бы на две ступеньки, надо захотеть подняться на десять.

Напомним, в этом году Летняя школа журналистики «Дня» проходит при поддержке Центра информации и документации НАТО.

Оксана ВОЙТКО, Ольга КУДЕРЯВЕЦ, Летняя школа журналистики «Дня» - 2016. Фото Руслана КАНЮКИ, «День»




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ