В Харьковском литературном музее подготовили образовательную программу, благодаря которой можно попробовать на вкус «Таборове Різдво» заключенных украинских шестидесятников. Участники мероприятия примут участие в приготовлении 12 яств по рецептам политзаключенных. Их нашли в воспоминаниях Василя Стуса, Надежды Светличной, Евгения Сверстюка, Нины Строкатой, Стефании Шабатуры.
ПРАЗДНОВАНИЕ КАК ПРОТЕСТ
Не все украинские политзаключенные были очень набожными. Некоторые из них праздновали Рождество больше в знак сопротивления и проявления самоидентификации. Например, Евгений Сверстюк в воспоминаниях писал, что большинство киевлян-шестидесятников были не религиозным, а празднование Рождества и Пасхи было для них, скорее, протестом против советской системы. Глубоко верующими были лишь узники из Западной Украины, а к другим вера приходила в тяжелых условиях лагеря, позже.
Много интересной и поражающей информации авторы образовательной программы «Таборове Різдво» о политзаключенных в советских тюрьмах почерпнули в воспоминаниях Надежды Светличной. В частности, в книге «Різдво в таборах» она рассказывала, что использовали каждую возможность, чтобы достать ингредиенты для 12 рождественских блюд. Если кому-то была разрешена посылка, то просили у родственников несколько граммов мака, сухофруктов, грибов или орехов, и непременно хранили все это сокровище до зимних праздников.
«ОХОТА» ЗА ПЕРЛОВКОЙ, ИЛИ ИЗ ЧЕГО ГОТОВИЛИ ЛАГЕРНУЮ КУТЬЮ
Кутью украинские узники готовили из перловки, которая входила в лагерный паек. Однако перед зимними праздниками эту крупу администрация лагеря специально исключала из меню. Поэтому несокрушимым шестидесятникам приходилось вылавливать перловку для кутьи в тюремной баланде и прятать ее в снегу около барака. Счастьем было, если у кого-то из заключенных было немного меда и мака.
Чтобы иметь лакомство к рождественскому столу, диссидентки предварительно собирали сухари, а на Рождество замачивали их в воде, делали коржи, добавляли в них какие-то самые простые конфеты. Так готовили лагерный тортик, который в лучшем случае намазывали джемом.
Сотрудница Харьковского литературного музея Татьяна Игошина отмечает, что обычно участники «Таборового Різдва» не только пробуют эти кушанья на вкус, но и охотно съедают.
ЛАГЕРНЫЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ДЕКОР
Украинцы за решеткой пытались не только приготовить традиционные рождественские кушанья, но и наполнить советскую тюрьму особенной атмосферой благодаря декору. Чтобы иметь на столе свечу, парафин для ее изготовления предварительно «заготовляли» из головок сыра. Еловую веточку, если повезло ее достать, украшали свечечками, вышитыми на лоскутках ткани. Вышивались к праздникам также маленькие иконы. Эскизы разрабатывала львовская художница Стефания Шабатура. Если не хватало ниток, то их «добывали» из лоскутков ткани.
Заключенным обычно не запрещали петь колядки. Светличная в воспоминаниях пишет, что пели так громко, чтобы их могли услышать в соседней зоне мужчины.
«Таборове Різдво» в Харьковском литературном музее проходит уже несколько лет подряд. Однако если раньше программа была доступна для посетителей только во время рождественских праздников, то в 2020 году такого временного ограничения не будет. Старший научный сотрудник Татьяна Игошина рассказала, что в предыдущие годы среди посетителей преобладала взрослая аудитория и студенты. Теперь в ХЛМ хотят, чтобы об украинском Рождестве за решеткой советской тюрьмы узнало больше старшеклассников, потому сделали программу по предварительному заказу, и надеются, что учителя и ученики заинтересуются темой.