В этом году исполняется 72 года со времен Гурбенского боя. В нем сошлось до 5 тысяч повстанцев и от 20 до 35 тысяч НКВДэшников. Это были хорошо подготовленные, отборные войска. Их цель заключалась в том, чтобы вытеснить из лесов украинских повстанцев и разбить их. Но этого сделать не удалось, потому что воины УПА прорвали окружение и сумели вывести почти три тысячи бойцов. Однако там остались крестьяне, тяжелораненые, медсестры. Всех их зверски убили. Родные повстанцев искали по лесу погибших. Потом сделали символичную насыпь и поставили крест. Советская власть его периодически уничтожала, а местные люди снова ставили. Теперь в урочище Гурбы действует мужской монастырь. Сегодня же, на годовщину боя, здесь освятили нововыстроенный храм.
«Такие тяжелые бои были не совсем характерны для УПА. Все-таки бойцов готовили к партизанской войне. Это — другая тактика. А здесь пришлось противостоять хорошо подготовленным внутренним войскам. И тем не менее украинские повстанцы доказали, что даже в таких тяжелых условиях они могут держать оборону и прорывать окружение, — комментирует заведующий отделом «Института исследования Волыни» Ривненского областного краеведческого музея Игорь Марчук. — В Гурбенском бою погибло 400—500 человек. Дело в том, что отдельные сотни были недавно сформированы из крестьян, они были еще необстрелянными. К тому же были проблемы с вооружением. Повстанцы не смогли забрать свой госпиталь. НКВДэшники расстреливали раненых, кое-кого добивали штыками. Судьба многих повстанцев из Гурбенских лесов оставалась неизвестной. Только недавно нам удалось узнать об одном из повстанческих вожаков из Кременецкого района — Андрее Лобаре. Об этом в письме написала женщина, ныне проживающая в Херсонской области. В то время она была медсестрой в повстанческом госпитале и стала свидетелем его гибели».
Исследовательская работа относительно боя продолжается. «Во время раскопок в Гурбенских лесах мы обнаружили немало интересных находок. Среди них, в частности, перстни с трезубцем. Оказывается, повстанцы прятали еврея-ювелира, жившего в Дубно. Он переплавлял монеты и делал из них такие кольца. Теперь эти экспонаты можно увидеть в краеведческом музее, — рассказывает участник экспедиций Михаил Баланович. — Как-то наткнулись на одно захоронение — тело повстанца лежало лицом вниз. А под грудью оказалась граната. НКВДэшники делали так намеренно, чтобы те, кто придет опознавать погибших, погибали».