Чтобы это сделать, городские власти отправили на улицу Малую Житомирскую, 12-А муниципальную стражу — в камуфляже и с оружием. По словам Александра Глухова, который живет в упомянутом доме, человек 30 шагали по улице к дому, чтобы перекрыть краны.
«Они просто отрезали трубу газовую, отрезали воду, за которую я плачу, свет вроде остался. Меня не отселили, а просто отключают коммуникации, чтобы я сам отселился. Отселить же могут только через суд. Отрезали коммуникации, а дальше можете идти на улицу или ехать, куда сказали. А предложили мне один вариант — квартиру в районе Корчеватого, это в 10 километрах от этого места», — рассказал Александр Дмитриевич.
История со спасением усадьбы художника Мурашко тянется еще с 2007 года. Тогда памятный комплекс из четырех домов оказался в частной собственности. Жителей отселили, остался, как последний из могикан, Александр Глухов с семьей. В доме под номером 12-А живут и сегодня. Более того, именно благодаря усилиям пана Александра усадьба в 2012 году была возвращена в коммунальную собственность. Суды признали приватизацию незаконной.
С 2013-го здание находится на балансе департамента культуры Киевской городской государственной администрации. Пять лет назад здесь даже планировали взяться за реставрацию усадьбы, подготовили соответствующий проект, выделили средства из городского бюджета и вдруг выяснили, что здесь до сих пор живет Глухов. Это стало едва ли не единственным камнем преткновения для города, из-за чего реставрация не состоялась и сегодня.
По словам пана Александра, отселять взялись только сейчас, хотя что мешало искать варианты жилья раньше, тем более спасать дома по очереди, а не все сразу, непонятно. «Я спрашивал муниципальную стражу: зачем вас приехало аж столько, что тут такое происходит. Якобы есть заявления от департамента культуры, здесь есть какие-то криминальные элементы, — отметил Александр Глухов. — Сначала сделали вид, что меня не существует, сделали проект реставрации, потом выяснили, что я здесь живу, в 2017-2018 годах ничего не делали. И только в 2020 году вдруг нашли вариант для отселения. Я не предъявляю никаких требований, пусть дадут то, что предусмотрено законодательством, только не высылают меня на старости лет кто знает куда. Я написал письмо, что понимаю, что рано или поздно надо отселиться, но дайте квартиру поблизости. Ведь из Корчеватого километров пять только до метро надо добираться. И начинайте реставрацию, а мы будем контролировать. Это такое спасибо за то, что сохранил дома, отсудил полгектара земли».
Пока Александр Дмитриевич остается на Малой Житомирской. «День» следит за развитием событий. Ведь эта история показательна по нескольким причинам: во-первых, свидетельствует об отношении города к защитникам исторического наследия, во-вторых, показывает, насколько обновленная власть готова сохранять Киев.