30 мая автор «Дня», известный российский карикатурист Виктор Богорад, один из немногих, кто не опустился до пропаганды режима, а наоборот, постоянно наращивает глубину своих работ, Виктор Богорад стал почетным академиком Российской академии художеств, очень серьезного научного учреждения. «День» искренне поздравил Виктора Борисовича и воспользовался случаем, чтобы поставить коллеге несколько вопросов.
«Это очень большая неожиданность для меня, — говорит карикатурист о состоявшемся событии. — Интересно, что все почетные академики по карикатуре — из Москвы, я первый, кто получил такое звание, из Санкт-Петербурга. Кстати, я впервые был в Москве в Российской академии художеств. Ее выставочные залы — это колоссальный музей, фантастическое количество работ Церетели...». На вопрос, дает ли такое признание что-то, кроме морального удовлетворения, Виктор Борисович улыбается: «Разве только вход в музей. Хотя я сегодня уже получил от одного заказчика вопрос, не изменятся ли расценки, и я его успокоил, что расценки не изменятся. Это чисто символическое звание».
Мы поинтересовались и судьбой последней книги карикатур — совместной работы Виктора Богорада и Вячеслава Шилова «Я — собака, я — кот» (напомним, альбом карикатур, в котором с одной стороны — рисунки про собак, а с другой — про котов, вышел осенью прошлого года и финансировался методом краудфандинга — см. «День» № 96-97 от 3 июня 2016 года). «Весь тираж разошелся, и мы схватились за голову, поскольку ни у Шилова, ни у меня не остались экземпляры. По идее, надо было бы повторить такую акцию. Все, кто заказал книжки, получили их. И никто не остался обижен. Мы получили хорошие отзывы, — рассказывает Виктор Борисович. — Как ни странно, издательства считают, что на карикатуру спроса нет. А выяснилось, что есть, и весь тираж ушел достаточно быстро. Мы же получили деньги вперед, напечатали и в течение двух месяцев все разослали. У нас сеть распространения сама сложилась. Мы, наверное, попали в болевую точку: есть кошатники, есть собачники, а в этой книге и собаки, и кошки. То есть все остались довольны. Оказывается, это очень интересно. Наверное, надо будет подумать насчет нового проекта». Но интерес к котам и собакам совсем не означает для Виктора Борисовича уход от реальности, многие его работы — о социально-политической действительности.
А о ситуации с публикацией карикатур в целом Виктор Богорад говорит: «В России сейчас очень мало печатают карикатур. Если и печатают, то это пропаганда. То есть под заказ, и они всегда в достаточной степени злые и не очень умные. И главное, что возникает какая-то газета с этими пропагандистскими карикатурами, и как только она осваивает деньги, которые государство ей дает, то тут же прекращает свое существование. А вообще, очень важный момент, на ситуацию очень повлиял случай с «Шарли Эбдо». Наш МИД постоянно осматривает этот журнал и постоянно возмущается карикатурами. Обычно редакторы других газет России просто боятся печатать карикатуры. И так не только в России. Когда мы с Шиловым участвовали во Франции в фестивале редакционных карикатуристов, где были представители 34 стран, они все в один голос говорили, что после «Шарли Эбдо» стало сложно печатать карикатуры. То есть редакторы начинают бояться. А вы не забывайте, что у нас в России еще есть закон «Об оскорблении чувств верующих». Редакторы просто боятся, что кто-то оскорбится, не так поймет и, как говорится, будут неприятности. Поэтому то, что газета «День» печатает карикатуры, — замечательно».
Действительно, это замечательно. У «Дня» давняя традиция сотрудничества с карикатуристами и, в отличие от российских издательств, мы (и наши читатели) считаем, что карикатура пользуется большим спросом. Поэтому с удовольствием будем продолжать.