Владимир-Волынский исторический музей уже имеет икону XVI века «Спас Нерукотворный», которая является ровесницей всемирно известного художника Леонардо да Винчи и по своей уникальности может быть гордостью признанных музеев. Но определено было ей место именно здесь, потому что много лет находилась в фондах музея, попав сюда вместе с другими заброшенными святыми образами из простых сельских волынских церквей. Значительная часть иконной коллекции, которые сейчас имеет в своих запасниках музей, как отметила заведующая Музеем волынской иконы Татьяна Елисеева, была создана в начале 80-х годов прошлого века. Создана благодаря бывшему директору музея Петру Заклекте, который вместе с работниками краеведческого музея объездил всю Волынь. Все иконы, которые забрали из закрытых в богоборческие времена храмов, тогда передавали в краеведческий музей, Музея волынской иконы еще не было и в планах. А благодаря Заклекте, который отстоял найденные сокровища, Владимир-Волынский имеет теперь хорошую коллекцию. И икон столько, что речь идет о расширении экспозиционных площадей, конечно, после реставрации работ. И такой мини-музей иконы в скором будущем может стать прекрасной туристической «изюминкой» Владимира-Волынского.
Среди представленных в настоящее время икон — произведения сакрального искусства более поздних времен, XVII—XIX века. Все иконы реставрировали во Львовском филиале Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины и представлял их директор Тарас Откович. Музейные запасники оказываются наполненными настоящими сокровищами. Как рассказывает Татьяна Елисеева, даже ее, видевшую уже немало, поразили икона Иоанна Златоуста XVIII века, на которой святой изображен в полный рост, после реставрации на полотне просматриваются очертания церкви и даже открылась часть надписи. По преданиям, этот образ находился в свое время в одном из старых владимирских храмов, горел вместе с церковью.
«А такого воплощения сюжета, как на иконе «Успение», никогда не приходилось видеть, — рассказывает Татьяна Елисеева. — Богоматерь лежит на ложе, ее оплакивают две группы плакальщиц, апостолов, летящих на облаках, сопровождают... ангелы, а за ложем Богоматерь ждет в «том мире» Иисус Христос, держа на руках ее бессмертную душу. Причем душа изображена в виде маленькой Богоматери в белой длинной рубашке и чепце». Судя по всему, неизвестный мастер пользовался в своей работе — в качестве образца — западноевропейскими гравюрами, но воплотил и православное виденье события Успения Божьей Матери. Икона написана, вероятно, в начале ХVIII века.