Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Алгоритм экономической свободы

1 июня, 2002 - 00:00


В Харькове завершил свою работу международный инвестиционный форум «Свободные экономические зоны, территории приоритетного развития и технопарки Украины: достижения, проблемы, перспективы». На нем присутствовали 494 участника из 18 областей Украины, 39 участников из 6 стран мира.

К аким бы ни было отношение к идее экономической свободы, но зоны, где такая свобода существует в той или иной степени, уже есть, и от этого факта никуда не деться. Сегодня в стране действуют 11 специальных (свободных) экономических зон (СЭЗ), 9 территорий приоритетного развития (ТПР) со специальными режимами инвестирования и 8 технопарков. Собравшиеся в Национальной юридической академии имени Ярослава Мудрого (в основном это руководители и специалисты государственного управления, бизнесменов было не густо) решали, как быть дальше. И вообще, быть или не быть?

Как заявил вице-премьер- министр Владимир Семиноженко, первая цель достигнута. Правительство сказало свое слово в макроэкономической политике, поставив на инвестиционный, а не на индустриальный метод развития. Положительные сдвиги есть, в Украину пошел иностранный капитал, причем в инвестициях соучаствуют такие всемирно известные компании, как «Cargill», «Volkswagen Grope», «Phillips» и другие. Это уже доверие.

С 1999 года в результате деятельности СЭЗ и ТПР привлечено почти $700 млн. инвестиций и заключено договоров на $2 млрд. В этих зонах темпы прироста инвестиций почти в три раза выше, чем в среднем по Украине, причем удельный вес отечественных инвесторов составляет 42 процента. В СЭЗ и ТПР ситуация на рынке труда значительно лучше, чем за пределами этих территорий. При этом, как отметил председатель Харьковской облгосадминистрации Евгений Кушнарев, за 2,5 года функционирования режима специального инвестирования в Харькове произошли качественные изменения в характере инвестирования. Если раньше бизнес шел преимущественно в сферы торговли и услуг, то сегодня 42 процента инвестиций он вкладывает в машиностроение — приоритетную отрасль города. Кстати, в ходе этого бизнес-форума состоялось заседание координационного совета по спецрежиму инвестирования, на котором было одобрено 2 проекта (по производству зерновых комбайнов «Горизонт» и реконструкции производства дизельных двигателей на заводе имени Малышева и утвержден проект создания современного фармацевтического производства медицинских средств в соответствии со стандартами GMP). С учетом результатов последних заседаний на 1 мая в город привлечено $32,2 млн. Создано 3,1 тысячи и сохранено более тысячи рабочих мест. По Украине это уже почти 92 тысячи рабочих мест.

Однако не во всех зонах дела идут успешно. Предоставленные государством инструменты поддержки регионального развития на значительном количестве территорий не использованы, в некоторых СЭЗ и ТПР даже не начата практическая деятельность. Например, в специальных экономических зонах «Яворів» и Житомирской области даже нет проектов по экологическим программам — а именно для этого эти зоны создавались. Но больше всего поражает то, что с 1999 по 2001 год субъектами ведения хозяйства СЭЗ и ТПР уплачено около 600 млн. гривен налогов и сборов и 260 млн. гривен взносов в государственные целевые фонды. Т.е. всего 860 млн. За этот же период государство предоставило 990 млн. гривен льгот по налогообложению. Это веский аргумент против СЭЗ.

К тому же, идеология СЭЗ в определенной степени противоречит и идеологии налоговой реформы: снижение налогов, но налоги выплачивают все. Казалось бы, все причастные к экономике должны с нетерпением ожидать утверждения нового Налогового кодекса, который прошел второе чтение в Верховной Раде. Но участники деятельности в свободных экономических зонах и на территориях приоритетного развития бьют тревогу. Статья 15056 прекращает дальнейшее развитие СЭЗ и ТПР, поскольку предусматривает, что льготный режим будет применяться только к тем субъектам ведения хозяйства, которые уже начали реализацию инвестиционных проектов на момент принятия Кодекса. Т.е. еще 5—6 лет. А инвесторов ведь соблазняли длительной «безналоговой» перспективой…

Бизнес-форум в Харькове не походил на ярмарку, где купцы бьют по рукам. Договоров о совместной деятельности здесь не заключали. Наоборот, здесь собрались те, кто больше организовывает экономическую свободу, чем те, кто ею пользуется. Они ставили себе целью обобщить опыт работы в режимах СЭЗ и ТПР, выработать общие методы преодоления преград. Формировался какой-то алгоритм общего поведения. Работа некоторых «круглых столов» была похожа на мозговой штурм. Например, председатель Совета министров АРК Крым Сергей Куницын (он же президент Украинской Ассоциации специальных (свободных) зон писал на доске проблему. Участники предлагали, как ее решить. Предложения здесь же фиксировали и обсуждали. Выбирался лучший вариант.

Результатом таких штурмов стали рекомендации форума для Кабинета Министров и обращения к Верховной Раде. Вполне конкретные документы. Вот только когда они будут приняты? Верховная Рада сама продолжает работать в «специальном режиме».

Михаил БИДЕНКО, Харьков
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ