В четверг со стапелей АНТК им. Антонова сошел фюзеляж второго летного образца пассажирского самолета Ан-148. Новый региональный реактивный самолет, имеющий вместимость 70—80 пассажиров и дальность полета до 5100 км, рассчитан преимущественно на рынок СНГ, потребность которого сегодня оценивается как минимум в 400—500 машин. Разработкой самолетов подобного класса занимаются также российские конструкторские бюро, однако, как отметил Генеральный конструктор АНТК Петр Балабуев, антоновцы пока опережают конкурентов на два—три года и не собираются сбавлять взятый темп. Помимо фактора времени, в пользу новой модели украинских АНов свидетельствуют и ее экономические преимущества: ориентировочная стоимость самолета — $15—16 млн., что на $3—4 млн. дешевле по сравнению с эксплуатируемыми сейчас зарубежными аналогами. Серийное производство самолета Ан-148 предполагается начать на Харьковском авиационном заводе в 2005 году.
Как и прежде, АНТК им. Антонова привлек к созданию новинки не только украинские, но и российские предприятия: межгосударственная кооперация в авиастроении уже не раз доказывала свою действенность. Всех, естественно, волнует судьба проекта создания украинско-российского среднего военно-транспортного самолета Ан-70. На днях информационные агентства распространили сообщение о том, что Ан-70, как «не прошедший государственных летных испытаний», не будет допущен к полетам на Международном авиакосмическом салоне «МАКС-2003», который пройдет в подмосковном городе Жуковском с 19 по 24 августа. Эту информацию, правда, затем опроверг через агентство Интерфакс-Украина заместитель генконструктора АНТК Николай Шматов, сообщивший, что на следующей неделе в Феодосии завершится этап летных испытаний самолета на грунтах. Надо сказать, что критические выпады российских военных против Ан-70 делались и раньше (в Минпромполитики Украины это объясняют конкурентной борьбой на российском рынке). Как правило, они впоследствии дезавуировались заявлениями руководства РФ о приверженности избранному курсу на создание Ан-70. Последнее такое заявление сделал в середине июля премьер-министр России Михаил Касьянов, побывавший на демонстрационных полетах Ан-70 под Севастополем. На него особенно сильное впечатление произвели необычайно короткие полосы взлета и посадки самолета. «С таким коротким пробегом использование этих самолетов не имеет ограничений», — признал российский премьер. По словам М.Касьянова, Украина и РФ в течение двух месяцев урегулируют все имеющиеся разногласия по реализации проекта. Одним из них является финансирование: российская сторона пока профинансировала программу только на 7%. «Украина и Россия должны создать этот самолет: альтернативы ему нет. Запорожье (ОАО «Мотор-Сич». — Ред. ) работает по двигателю, мы — по самолету, другие фирмы — по электронике. Идет нормальный процесс испытаний самолета», — сказал «Дню» П.Балабуев. Он отметил важность того, чтобы Ан-70 вышел на международный рынок раньше европейского военно-транспортного самолета А400М, который должен подняться в воздух в 2008 году.