Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Аутизм: касание искусства

26 апреля, 2010 - 20:53

Новая выставка «Аут», организованная общественным объединением «Клиника Дорошенко-Грищенко», была обречена на внимание уже благодаря месту проведения: киевский дворец дореволюционного миллионера Семена Могилевцева (более известный как Шоколадный дом), недавно открывшийся для посещения после длительной и еще не завершенной реставрации.

Согласно пресс-релизам, сквозная тема выставки — аутизм, особое состояние сознания, в последние годы привлекающий внимание не только медиков или психологов, но и художников. Широкая публика узнала об аутизме благодаря знаменитому голливудскому фильму «Человек дождя» с Томом Крузом и Дастином Хофманом в главных ролях.

В доме на Шелковичной представлены все известные художественные технологии: живопись, инсталляция, фотография, графика, видеоарт.

Киевлянин Федор Александрович презентовал полуабстрактное полотно под названием «Наполеон», выполненное в смешанной технике.

Игорь Коновалов (родился в Новом Буге) также совмещает условность манеры с общей драматичностью изображаемого: это чувствуется в его полотне «Яичница».

В живописи Валерии Трубиной (родилась в Луганске, живет и работает в США) ощущается склонность художницы к метафизическому поиску и к игре: «Сладкие мечты. Парад небесных зверей» — это детский портрет, показанный как будто сквозь синеватую поверхность воды, обрамленный зарослями камыша, а в верхней части картины проходит процессия золотых фигурок зверей — словно небесные знаки, сделанные из позолоченного печенья.

Известный блогер, публицист и скандалист Анатолий Ульянов (находящийся в настоящее время в вынужденной эмиграции) подготовил на удивление нейтральную инсталляцию «Дитта, глория, зайкато», где на двух видеомониторах двигаются человеческие лица в чрезвычайно замедленной съемке.

Киевская художница Татьяна Гершуни скомбинировала в одно противоречивое целое две совершенно разных работы: под «Двойным портретом матери» (анаглифическое изображение, которое при взгляде на него сквозь специальные очки становится объемным) разместила «Страх» — фортепиано, между клавишами которого вставлены лезвия для бритья.

Музыкальная тема приобрела развитие в инсталляции харьковчанина Сергея Зубенко: в длинном столе-планшете, под стеклом в резных рамках расположен ряд антикварных пластинок, и перед каждым таким срезом акустической древности — наушники, надев которые, можно послушать оригинальную музыку из граммофона.

Оксана Мерфенко (Грищенко), один из кураторов выставки, расставила большие кубы, оклеенные фрагментарными фото обычного квартирного интерьера.

Канадка Риса Горовиц показала «Тридцатый год жизни» — дневник без слов в небольших (12,7х12,7 см) однотипных картинках, на которых жизнь двух персонажей — мужчины и женщины — обозначена набором определенных символов.

Соотечественник Рисы Горовиц, бывший житель города Черновцы Тарас Полатайко, представлен двумя инсталляциями: «Scotoma» (переводится как «слепое пятно», означает выпадение из поля осознания какой-либо стороны жизни, свойственное больным неврозом) — ряд фотографически точно нарисованных глаз, смотрящих на зрителя из непроницаемой белой стены, и «Моль» — два экрана в темной комнате, на одном из которых моль бьется о невидимую преграду, а на противоположном руки, пытающиеся нащупать хоть что-нибудь перед собой, но встречающие лишь пустоту.

Две вышеописанных композиции Полатайко и «Страх» Гершуни замечательно соотносится с темой выставки, поскольку действительно передают потребность человека-аутиста в своеобразном «нащупывании» мира вокруг себя, его самоизоляцию и опасения прямого контакта, его стремление касаться предметов чужой рукой, его ежедневное хождение по лезвию, по границе, отделяющей привычный мир от угрожающего хаоса неблагоустроенной жизни.

Теперь осталось понять, какое отношение имеют к аутизму остальные работы.

В качестве постскриптума. Всем, кому эта тема действительно небезразлична, очевидно, будут интересны последующие события: 13 мая — круглый стол при участии научных работников, писателей и художников; 20 мая — презентация научно-популярной книги украинского исследователя Дины Шульженко «Аутизм — не приговор» и украинского перевода мирового бестселлера Марка Геддона «Странный случай с собакой ночью» (издатель «Кальвария»), а также — граффити-проект группы «Інтересні Казки» на стене одного из домов в центре столицы (дата еще не известна).

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ