Польша планирует укреплять свою энергетическую безопасность за счет углубления сотрудничества с Украиной. Об этом свидетельствует заявление маршалка cената Польши (верхней палаты парламента) Богдана Борусевича, который во время встречи с премьер-министром Украины Николаем Азаровым сообщил об актуальности для Польши вопроса достройки нефтепровода «Одесса — Броды» до Гданьска. Напомним, что в настоящий момент нефтепровод «Одесса — Броды» работает в тестовом аверсном направлении, перекачивая венесуэльскую нефть.
Вопросы о достройке данного нефтепровода всплывают на поверхность дипломатических переговоров между двумя странами постоянно. Однако практических результатов пока мало. Так, как признался польский гость, украинская сторона успела достроить свою часть нефтепровода, а польская, к сожалению, — нет.
Чем вызвано нынешнее желание поляков вернуться к этому вопросу? Какие выгоды извлечет Украина в случае успешной реализации проекта? Об этом «День» спросил ведущего эксперта энергетических программ Центра им. А. Разумкова Владимира ОМЕЛЬЧЕНКО:
— Такое заявление имеет преимущественно политическую основу. Вызвано оно конкретными действиями России, которая серьезно взялась за разработку и запуск Балтийской трубопроводной системы-2 (БТС-2). Поляков это особенно волнует. Как только эта систем заработает, по ней пойдут значительные объемы транзита российской нефти, которая сегодня транспортируется (в том числе и через польскую территорию) в Европу по нефтепроводу «Дружба». Россия прибегает к такому шагу, поскольку претворяет в жизнь свою энергетическую стратегию, предусматривающую уменьшение своей транзитной зависимости от других стран. Польша же пытается компенсировать потери от транзита российских энергоносителей.
Кроме того, аргументом в пользу реанимации идеи продления «Одесса — Броды» до Гданьска может послужить и приобретение польскими инвесторами нефтеперерабатывающего завода в Литве. Завод есть, но не хватает достаточного количества нефти для его успешной работы.
При таких условиях достройка нефтепровода «Одесса — Броды» — очень уместное и выгодное для Украины дело. Для нас это означает возможность транспортировать еще больше каспийской нефти не только в Польшу, но и в Словакию, Венгрию, Германию. Это будет способствовать существенному увеличению загруженности отечественной нефтетранспортной системы. Напомним, что пропускная способность украинской нефтетранспортной системы составляет около 114 миллионов тонн в год, но сегодня реально используется 20—25% этого потенциала. Достройка нефтепровода до Гданьска увеличит транзит нефти по украинской территории приблизительно на 15—20 миллионов тонн нефти в год. И тогда Украина может рассчитывать на перекачку около 50 миллионов тонн нефти в год.
На мой взгляд, сегодня сложились благоприятные условия для достройки нефтепровода. Но для этого Украина и Польша должны окончательно договориться. Польская сторона должна проявить политическую волю, чтобы наконец перейти от слов к делу. Главная проблема на пути реализации проекта, считаю, — с польской стороны. Польша должна гарантировать закупку определенных объемов каспийской нефти (из Азербайджана и Казахстана). Только после этого можно создавать консорциум для достройки нефтепровода, привлекать кредит для строительства. К сожалению, раньше польские власти много говорили об этом проекте, но фактически ничего не делали. По моим подсчетам, для достройки «Одесса — Броды — Гданьск» нужно около миллиарда долларов. Процесс строительства можно завершить за два года. То есть если Украина и Польша все же придут к окончательному согласию в этом вопросе в 2011 году, то достроенный нефтепровод может заработать уже в 2013 году. Именно к тому времени Россия планирует запустить уже упомянутую Балтийскую трубопроводную систему-2.