22 и 23 ноября в Национальной опере Украины состоялись премьеры одноактных балетов «Весна священная» И. Стравинского и «Картинки с выставки» М. Мусоргского (хореограф Раду Поклитару, дирижер Владимир Кожухарь).
То, что в афише столичной Оперы появились эти балеты, во многом заслуга Владимира Марковича Кожухаря. Разговоры о «Весне священной» в театре ходили давно. Нынешняя постановка завершает балетный цикл Игоря Стравинского. В репертуаре театра к трем балетам композитора: «Жар-птица» (хореограф Виктор Литвинов), «Поцелуй феи» (постановка Алексея Ратманского), «Петрушка» (балетмейстер Виктор Яременко) теперь добавится «Весна священная». А наш театр может похвастаться, что является единственным коллективом в СНГ, имеющим в своем активе все балетные жемчужины великого русского классика. Для тех, кто интересуется историей музыки будет интересным узнать, что «Жар-птицу», «Петрушку» и «Весну священную» Игорь Федорович почти полностью написал в Украине. В небольшом местечке Устилуг на Волыни у композитора было имение. Именно в этом крае он черпал свое вдохновение.
ЛЮБОВЬ ПО ПРАВИЛАМ
Постановка «Весны священной» на сцене киевской Оперы осуществилась впервые. Владимир Кожухарь принимал самое активное участие в реализации в жизнь предыдущих стравинсовских балетов в театре. Владимир Маркович — прекрасный музыкант, его тонкое прочтение партитуры — половина успеха. Но важно, каким будет не только оркестровка произведения, но и его режиссерское и актерское воплощение. Вначале «Весну...» собирался ставить нынешний художественный руководитель балетной труппы Виктор Яременко, а декорации создавать главный художник Нацоперы Мария Левитская. Но после довольно прохладно принятой критиками их версии «Петрушки», дирекция решила не идти проторенными тропами, а прибегнуть к помощи «варяга». Надо отметить, что именно Виктор Анатольевич предложил Раду Поклитару поработать с киевскими артистами. Считая, что свежий взгляд этого талантливого и амбициозного хореографа на классику должен дать интересный результат. Раду, несмотря на молодость, уже заявил о себе как интересный хореограф-экспериментатор. Он является лауреатом многочисленных международных конкурсов (в том числе им. Сержа Лифаря). В его творческом активе постановки балетов «Поцелуй феи» Стравинского в Национальном театре оперы и балета Беларуси, «Quo vadis» Губайдулиной в Минском хореографическом колледже. Для Музыкального театра (Минск) он поставил «Мир не заканчивается возле порога дома» на музыку Малера и Депре, а в Одесском оперном театре идут его балеты «Женщины в ре миноре» на музыку Первого концерта Баха и «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина. Раду Поклитару себя называет «свободным художником с молдавской фамилией и белорусским паспортом». В 1991 году окончил Пермское хореографическое училище и по направлению приехал работать в Минск, как солист балета Национального театра оперы и балета. Когда Советский Союз распался, он остался жить в Беларуси. Параллельно с выступлениями пробовал ставить танцевальные номера. Сегодня свои первые хореографические опыты Раду вспоминает с улыбкой. Желание ставить балеты привело его вновь на студенческую скамью. Он окончил балетмейстерское отделение Белорусской академии музыки. Работал главным хореографом Национального театра оперы и балета Молдовы. По его словам, ему нравится работать с разными коллективами. После киевской премьеры приступает к новой постановке в Минске, а затем поедет в Москву. Ныне он учится в аспирантуре Украинской академии танца. Полон идей и планов.
Для «Весны священной» Поклитару написал собственное либретто. Между прочим, оно не имеет ничего общего с авторской версией Стравинского и Рериха, являющейся каноничной многие десятилетия для многих балетмейстеров. Раду является приверженцем западного стиля хореографии. Его можно назвать последователем авангардиста Матц Эка, когда музыка служит фоном для воплощения собственных фантазий на сцене.
— «Весна священная» — балет известный и достаточно «станцованный», — говорит Раду Поклитару. — Есть миллион его прочтений и трактовок. Как ставить этот балет сегодня? Первый путь — аутентики, используя пластику язычников, которую взял в основу «Весны...» гениальный Вацлав Нижинский. По второму пути пошел знаменитый Морис Бежар — абсолютно условное прочтение балета. Он не привязывался ни к какой эпохе, историзму, вненациональных рамок, а есть только два начала — мужчина и женщина. Я решил не повторять классиков, а найти свой путь создания спектакля. Стал слушать музыку, и перед глазами вырисовалась некая история о противопоставлении маленького, личного счастья одной пары и их жестокого окружения. Действие происходит в некоем учебном заведении. Совершенно обезличенные ряды то ли старшеклассников, то ли студентов. Все подчинено некоему распорядку школы, подавляющему человеческую личность. В этой гнетущей атмосфере, словно весенний цветок, зарождается любовь героев. Но зависть, интриги приводят к гибели влюбленных, вставших против рутинной системы «серой массы».
Ход, придуманный Раду Поклитару, действительно необычный. Очень точно актеры передают жестокость подростков, их нетерпимость. Она решена пластикой толпы: это не танцы, а позы, гримасы, вывороты тела, порой вызывающие отвращение. Очень ярко играет главаря школьников — Соперник (Максим Мотков). Под стать своим подопечным Учитель (Владимир Чуприн), словно надсмотрщик, требующий бездумного подчинения, приветствующий наушничество, чтобы все учащиеся были причесаны под одну гребенку. Совсем другие краски для воплощения образов Юноши (Артем Дацышин) и Девушки (Татьяна Билецкая) находят исполнители этих ролей. В их любовном дуэте есть флер эротики, но без ханжества. При всей кажущейся простоте танца исполнять его актерам необычайно трудно. На сцене кипят страсти, но почему-то, они мало воздействуют на зрителей в эмоциональном плане. К сожалению, великая музыка (прекрасная работа симфонического оркестра под руководством В. Кожухаря) не нашла своего достойного сценического воплощения в хореографии Раду Поклитару. Есть интересные фрагменты, но нет целостной картины.
ОТ КОППЕРФИЛЬДА ДО ПЬЕРО
В афише «Картинки с выставки» названы балетом-дефиле. Он поставлен на музыку фортепианного цикла Модеста Мусоргского. Сочинение, по праву считающееся одним из лучших произведений в жанре мировой инструментальной музыки. По словам Р. Поклитару, опасность состояла в том, чтобы не сделать просто хореографические иллюстрации. Ведь дивертисмент — это бессюжетность. Оригинальную сценографию и костюмы создали Андрей Злобин и Анна Ипатьева, которые этой работой дебютировали в столичной опере. В их декорациях и костюмах есть яркая театральность, подчеркнутая условность, на первый взгляд они кажутся нарочитыми, но играющими на идею общую идею спектакля.
— Я искал нить, на которую можно будет нанизать музыкальные фрагменты, сцены и зарисовки, — продолжает балетмейстер. — Мне показалось, что интересным ходом должен стать показ высокой моды. Кутюрье — мифическая, полуфантастическая фигура. Он нечто среднее между таинственным фокусником Дэвидом Копперфильдом и печальным Пьеро, в трактовке великого шансонье Александра Вертинского: странный, экзальтированный, утонченный персонаж и в тоже время человек властный, коварный. Идет показ мод. Во время дефиле возникают разные сцены. Например, появляется Гном и его антипод — Красавец. Каждая картинка разделена на две части: старину и современность. Тролль — страшный и ужасный, а рядом с ним денди в белом смокинге. В сцене «Старинный замок» персонажи разных эпох танцуют свой танец, а затем меняются парами. Зрители являются тоже участниками дефиле. В финале Кутюрье, по всем правилам высокой моды, появляется на подиуме с последней свое моделью. Это невеста, но она не в белоснежном платье невесты, а в черном, как вдова. Кутюрье, подобно сказочному Крысолову, достает флейту и увлекает за собой всех участников показа и публику. Приводит в свою мастерскую, чтобы превратить их в живых манекенов...
По словам артистов, занятых в спектаклях, первые репетиции проходили довольно мучительно. Ведь нужно было себя ломать в прямом и переносном смысле. Ноги, руки, все естество сопротивлялось: разве это танец, разве это поза? Но постепенно балетмейстеру и танцовщикам удалось найти общий язык, и два месяца пролетели, словно миг. Актеры увлеклись, им стало интересно попробовать себя в новом качестве.
— Хочу поблагодарить,— сказал Поклитару, — Татьяну Билецкую, Анну Дорош, Татьяну Боровик, Максима Моткова, Евгения Кайгородова, Дмитрия Клявина, Максима Чепика, Наталью Лазебникову, Вадима Брутана, Игоря Булычева, Сергея Сидорского и других артистов за то, что поверили в меня, пошли на риск.
Однако в обеих работах не произошло главного — соединения музыкального материала и режиссерских придумок. Впрочем, спектакли стоит посмотреть, чтобы иметь представление о современных тенденциях в балете, о моде в хореографии. Так сегодня ставят в Германии, Австрии. Теперь и мы имеем модные постановки. Театр решился на эксперимент. И это уже похвально, что коллектив в поиске новых форм.