Эта неделя может стать важной вехой на пути восстановления полномасштабного сотрудничества Украины с Международным валютным фондом, а следовательно и с остальными международными финансовыми организациями. Киев готовится приветствовать заместителя директора Европейского департамента МВФ Пола Томсена и руководителя миссии МВФ по Украине Таноса Арванитиса. И при этом делает все возможное, чтобы улучшить переговорные позиции Украины с Фондом. Первый заместитель главы Администрации Президента Ирина Акимова заявляет: «Мое глубокое убеждение, что Украина сейчас нуждается не столько в деньгах МВФ, это вторичная цель. Самое главное — это позитивный сигнал о том, что сотрудничество продолжится...» Акимова уверена, что в переговорах с МВФ удастся найти компромисс, позволяющий уже к лету возобновить сотрудничество.
Чем подпитываются эти надежды в нынешней ситуации, не очень напоминающей то время, когда в условиях бурного роста украинской экономики первое правительство Виктора Януковича отказалось от финансовых вливаний МВФ? Прежде всего, нынешнее правительство, видимо, опирается на единый и, надо признать, довольно сильный механизм управляющей вертикали, позволяющий проводить в стране динамичную экономическую политику. «Мы снизим дефицит бюджета и стабилизируем государственный долг, мы ослабим налоговую нагрузку и расширим налоговую базу. Мы снизим инфляцию, обеспечим кредитование экономики и развитие финансового рынка, мы увеличим финансовую и расходную автономию регионов», — обещает Президент. Вопрос в том, сможет ли он заставить свое правительство все это выполнить... Однако уже первые 100 дней этой власти убеждают, что она настроена действовать весьма решительно и умеет выбирать ориентиры, обеспечивающие выполнение как сиюминутных, так и перспективных задач. Так, говоря о реформах, глава государства сообщил о планах завершить приватизацию и одновременно наладить эффективное управление госсобственностью, пообещал добиться свободной торговли и безвизового режима с Евросоюзом.
Похоже, план реформ от Януковича в МВФ пусть и несколько критически, но все же воспринимается. «Это прекрасная база для достижения консенсуса в плане реформ. Следующий шаг — детализированный план действий с более конкретными мерами, сроками выполнения и промежуточными целями, а также ответственностью за имплементацию», — говорит директор представительства Международного валютного фонда в Украине Макс Альер.
Можно не сомневаться, что в деле реформ власть получит и надлежащую острокритическую, а возможно, и конструктивную помощь от сильной украинской оппозиции, причем как от ее политического, так и экономического крыла. Так, председатель Украинского фонда поддержки реформ, экс-министр финансов Виктор Пинзеник предостерегает, что нынешнее правительство может переусердствовать с кредитованием, в том числе внешним. «Предыдущее правительство увеличило общий долг Украины за 2009 год на 127,5 миллиарда гривен. Нынешнее решило перегнать своего предшественника — увеличить его за два года на 313 миллиардов» — предупреждает Пинзеник. В унисон со своим бывшим министром высказывается и глава «объединенной оппозиции» Юлия Тимошенко. Она утверждает, что правительство Николая Азарова не смогло обеспечить увеличение социальных расходов оправданными экономическими мерами. «Все это за счет банального источника — эмиссии денег. И за тот период, пока находится Янукович у власти, эмиссии для бюджетных потребностей сделали столько, сколько наше правительство в целом за два предыдущих года. А это только несколько месяцев, 100 дней!», — констатирует, Тимошенко.
КОММЕНТАРИЙ
Юрий ПОЛУНЕЕВ, народный депутат Украины:
— Нашей власти нужно больше всего бояться сворачивания реформ. Денежная эмиссия, в которой ее упрекают, конечно, не панацея, но реальный, хотя и ограниченный во времени и объемах инструмент, которым власти в любой стране иногда приходится пользоваться, в том числе и для того, чтобы стимулировать необходимые структурные реформы. Но выпуск ценных бумаг, который производится с этой целью, необходимо проводить строго в рамках закона и для финансирования исключительно проектов развития. И всегда соблюдать золотое бюджетное правило: любой рост дефицита, покрываемый долгами, должен направляться на приоритетные инновационные и инвестиционные направления в рамках политики в отношении государственной поддержки определенных отраслей или предприятий. Президент в своем плане реформ четко сформулировал такой подход. И у всех ветвей власти есть понимание того, что откладывать реформы больше нельзя и политическая воля, для того, чтобы их завершить.