ВЫГОДА МАЛЕНЬКИХ
Начать, вероятно, следует с наиболее бедных, тех, кто официально получает самые низкие зарплаты. С ними каждый может встретиться ежедневно в любом государственном учреждении. Всем своим видом эти люди демонстрируют свою бедность, а отсюда и не обязательность выполнения ими своих должностных обязанностей. Не каждый, конечно, скажет тебе в лицо сам, мол, учи своего ребенка или укалывай себе укол за такие деньги, однако именно такие слова просматривают за каждым движением воспитательниц, медсестричек и воспетых многими поколениями сатириков сантехников. Останавливаться на подробностях неинтересно, да и причины ситуации лежат на поверхности. Интереснее последствия: людям выгодно получать маленькую зарплату, чтобы иметь моральное право или получать от тех, кого они обслуживают, неофициальные вознаграждения и подарки, или просто не работать как следует, используя рабочее место для занятий личными делами, или воровать все, что не приварено намертво и не охраняется сутками вооруженными автоматчиками. Воруя, беря взятки или просто не работая низкооплачиваемые работники одновременно считают себя наиболее обиженными и всегда в первых рядах тех, кто требует и протестует против тех, кто может своровать больше. Добытое в итоге ощущение морального комфорта успешно компенсирует этим людям нахождение на нижней ступени общества. Они могут даже гордиться этим, учили же сколько лет именно этому. Попытка отдельных предпринимателей бороться с этим явлением путем установления работникам высоких зарплат одновременно со строгой дисциплиной почти везде завершилась неудачей: наш человек в массе просто неспособен долго и добросовестно работать за зарплату, какой бы она не была.
УДОБСТВО СРЕДНИХ
Люди среднего достатка, которые или имеют в подчинении коллектив предприятия или организации, или имеют в распоряжении определенные материальные ресурсы, заинтересованы поощрять именно такую психологию своих подчиненных. Им практически не нужно думать над тем, чтобы повысить зарплату или сделать ее выплату более регулярной. Ибо как бы они эту зарплату не увеличили, она все равно будет ниже собственной и не удовлетворит потребности подчиненных. Поднятие жалованья на десять-пятнадцять процентов ничего, кроме раздражения, у тружеников низшего звена не вызовет. Они все равно будут продолжать так же воровать, требовать и «сачковать». Учитывая это руководитель может спокойно решать свои вопросы, конвертируя в наличность безналичные средства, продавая «налево» оборудование, заключая договоры, которые предусматривают «откат» и такое другое. Одним словом — компенсировать себе недостаточный уровень собственной зарплаты.
Чтобы не дразнить более серьезных людей, наведу для примера работников культуры, которые регулярно жалуются на плохое финансирование или полное его отсутствие. Одновременно наши культработники от районного уровня и выше почти целый год не вылезают из фестивалей, конкурсов и других мероприятий, путешествуя по большому и малому миру. Конечно, что не на зарплату. А если дело свое знаешь и способен подхалтурить музыкой или тамадой на свадьбе или юбилее, то и подавно проблем нет. В свободное от этих занятий время можно съездить в столицу, попикетировать парламент по причине недофинансирования отрасли, заодно и со столицей лучше познакомиться.
ПРОБЛЕМЫ ВЫСШИХ
Менее всего комфортно относительно собственных зарплат чувствуют себя наивысшие наши руководители. С одной стороны, наличие необходимых атрибутов принадлежности к отечественному бомонду необходимо каждому. Без дачи, хорошего авто, соответствующей одежды и возможности поехать или пойти куда нужно, не считаясь с расходами, этих людей уже представить невозможно. В то же время они просто вынуждены заявлять о смехотворных, учитывая способ жизни, доходах. Хотя и эти деньги вызывают «гнев» у народа. Услышав о депутатской зарплате в полторы тысячи гривен в месяц какой-нибудь постовой милиционер будет возмущаться, забывая о том, что с пойманного нетрезвого водителя меньше ста «баксов» не возьмет. Для особенно любознательных объяснят что званые обеды, дачи, авто и заграничные вояжи верхнего эшелона власти оплачиваются не из их зарплат, а из других источников. Тем более что источники эти, заложены в бюджет и не расшифровываются.
Отдельные деятели попробовали как-то объявить себя официально богатыми, что не посодействовало их популяроности в народе. В результате часть официальных богачей поставила крест на политической карьере, а часть делает вид, что их когда- то неправильно поняли, и на самом деле они бедные. Народ ведь у нас гордый. Не любит он богачей, которые стремятся купить приверженность подачками. Сколько не даст такой миллионер, народу все равно будет мало, и миллионера этого никто не полюбит. Другое дело, получить то же самое от бедного как будто начальника, который не достал блага из собственного кармана, а «выбил», «добился», «походатайствовал о выделении». Вот это наш народ понимает. Таких горделивцев считают своими, прощают им все роскошества и все богатства, ибо они так же не их, не ими заработанное, а «выбитое» или«выхлопотанное».
МОРАЛЬ СОВСЕМ НЕ ДВОЙНАЯ
Иностранцы уже не удивляются широкому способу жизни украинцев с зарплатой в триста долларов в месяц. Привыкли как к естественному явлению, которого не избежать. Поняли, что мы другие и еще долго будем другими. У нас никто еще даже и не начинал уважать частную собственность. Ее противники еще набирают половину голосов на выборах и побеждают в соцопросах. Человека, который не признает за соотечественником права на легальную частную собственность в размере сотен миллионов, нельзя обвинять в двойной морали. Мораль эта не двойная, она наша. С поколения в поколение мы учились скрывать от окружающих и от государства свои настоящие доходы. Нынешняя война налоговиков с народом это еще раз подтверждает. Трудно сказать, что может в ближайшем будущем изменить состояние дел и принудить нас открыто говорить о своих и чужих средствах. Мы все еще ощущаем опасность легальной собственности, легальных доходов. Именно поэтому еще долго прогнозы правительства относительно уровня доходов будут отличаться от реальности, которой, кажется, не знает никто. Так сегодня выгодно всем нам с нашими маленькими зарплатами.
КОММЕНТАРИЙ
Элла ЛИБАНОВА, доктор экономических наук, заведующая отделом исследований человеческого развития Совета по изучению производительных сил НАНУ: — Я не согласна с мнением автора. Повышение зарплаты никоим образом не помешает нашим госслужащим брать взятки. Наоборот, взятки станут еще выше, потому что взятку дают соответственно зарплате. Если чиновник будет получать пять тысяч гривен, то сто гривен взятки для него будут уже «не деньги». Если у человека есть возможность заработать деньги, он их зарабатывает и будет зарабатывать, сколько бы ему не платили. Врач, который имеет хорошую квалификацию, давно ушел из нашей нищей медицины, работает в частной фирме и получает нормальные деньги. То же самое и учитель. То есть, все, кто имеет высокую квалификацию и желание работать, уже ушли в частный бизнес. Повышение зарплаты, по моему мнению, выгодно всем, потому что не надо искать дополнительную работу, как-то крутиться. Другое дело: если придется показывать качество работы — это может стать неприятным фактором приятного события.
Наталия ТРОФИМОВА, «День»