Дебют Валерия Хорошковского в качестве министра финансов в составе украинской делегации на переговорах с Международным валютным фондом не принес заметных результатов. Правда, экс-главу СБУ трудно в этом упрекнуть, поскольку, вопреки первоначальным намерениям, вовсе не его, а первого вице-премьера и министра экономразвития и торговли Андрея Клюева, в конце концов, назначили главой делегации. Хорошковскому и вице-премьеру Сергею Тигипко достались вторые роли. Договорились только о том, чтобы в ближайшее время продолжить переговоры.
Впрочем, такой итог последнего их тура был запрограммирован. Как отмечают эксперты, ни Украина, ни МВФ не были готовы к шагам по поиску компромиссов. Если в Нью-Йорке, как и раньше, настаивали на повышении газовых тарифов для населения, то Киев дал делегации директиву — не отступать. Тигипко, которому выпала роль отчитываться перед украинской общественностью о результатах заокеанской поездки в таком представительном составе, заявил, что Украина не намерена поднимать эти тарифы и на переговорах изложила МВФ свои предложения по компенсации соответствующих расходов за счет госбюджета.
Однако внутриукраинские проблемы, как представляется, далеко не главный фактор, влияющий на решение международных банкиров, вернее — на его отсутствие. «Кризис вышел за пределы Украины, в Восточную Европу... Стремление Украины вести переговоры с МВФ доказывает, что нам надо сделать скидку. Но они (переговоры) не будут иметь успеха, потому, что слишком много проблем, слишком много денег надо для спасения еврозоны». Так считает исполнительный директор центра прикладных политических исследований «Пента» Александр Леонов. Аналогичное мнение и у главы правления этой организации Владимира Фесенко. «Пока не стоит ожидать прорыва в переговорах с МВФ, — говорит он. — Думаю, что ни Украина, ни МВФ не готовы к шагам по поиску компромиссов. Украина не может себе позволить согласиться на повышение коммунальных тарифов — в предвыборный год это было бы слишком рискованно. А МВФ пока не готов отказаться от своих жестких требований». Фесенко видит лишь теоретические шансы на компромисс по данному вопросу, поскольку, по его мнению, давление на МВФ значительно усилилось: «Украина не первая в очереди за кредитами МВФ».
Эксперт Европейского банка реконструкции и развития Александр Пивоварский предполагает, что «Украина — одна из наиболее уязвимых экономик СНГ относительно кризиса в еврозоне. И среди стран за пределами ЕС Украина одна из наиболее уязвимых экономик». По его мнению, наша страна все еще имеет значительный потенциал нестабильности, так как большую часть ее экспорта составляют сталь и продукция химической промышленности, а экономика в значительной мере долларизована. В то же время Украина в плане экспорта сильно зависима от нескольких регионов, а ее государственный долг существенно вырос по сравнению с 2007 — 2008 годами. При этом А. Пивоварский выделяет «несколько хороших шагов», в частности пенсионную реформу, реформы налогового и бюджетного кодексов, которые должны бы понравиться МВФ.
И все же у нашей власти сегодня, по-видимому, уже нет особых надежд на то, что с МВФ удастся договориться. В частности, Тигипко считает, что Украина может найти других, более сговорчивых кредиторов. «Когда мы говорим о том, что уже безвыходная ситуация без МВФ — это не так. Во-первых, сегодня есть возможность еще двусторонних переговоров и, как минимум, четыре страны, которые имеют достаточно серьезные валютные резервы. Это Россия, Китай, Индия и Бразилия, — говорит Тигипко. — Можно вести переговоры, и я считаю, нужно вести переговоры на двусторонней основе».
Народный депутат Алексей Плотников в комментарии «Дню» эту идею воспринял с некоторыми оговорками. «На мой взгляд, взять такой кредит, найти другие источники, кроме МВФ, вполне реально, — сказал он. — Но вопрос в том, что кредиты МВФ достаточно выгодны по процентам, по условиям погашения и так далее. Найти такие же деньги на таких же выгодных условиях в четырех означенных странах БРИК — это вопрос. А то, что можно заменить МВФ иными странами, иными источниками, — это я подтверждаю».
Вопрос лишь в том, зачем Украине кредит? Как следует из логики валютно-кредитной политики нашей страны, на данном этапе Украина нуждается именно в дешевых кредитах, с помощью которых можно было бы перекредитовывать, погасить займы, полученные ранее. А для этого, как следует из комментария народного депутата, кредиты БРИК практически не годятся.