Институт социологии НАН Украины закончил очередное исследование из цикла ежегодного мониторинга общественного мнения. Он проводится с 1994 года и фактически представляет собой социологическую карту Украины. Сам опрос, состоящий из набора традиционных вопросов, а также дополнительной анкеты с так называемыми разовыми вопросами, позволяющими провести более глубокий анализ отдельных социальных процессов и тенденций, был проведен в марте. В скором времени он будет презентован через СМИ широкой общественности. А пока что один из «пилотных» вариантов результатов исследования, предназначенных, прежде всего, для внутреннего пользования сотрудников института, передан в Секретариат Президента Украины. С данными опроса удалось ознакомиться также корреспонденту «Дня».
Учитывая, что прошедший год был отмечен бурными событиями президентских выборов и оранжевой революции, повлекшими за собой смену власти в Украине, вполне естественно, что социологи должны были зафиксировать какие-то изменения в общественных настроениях. И зафиксировали. Очень много. В частности, в два раза увеличилось количество людей, «очень интересующихся» политикой, — с 11% в марте прошлого года до 21%. Также за год произошла «белорусизация» экономических установок населения, которые характеризуются прежде всего резким нарастанием антирыночных настроений, негативного отношения к процессам приватизации земли, малых и особенно крупных предприятий. К примеру, количество тех, кто позитивно относится к передаче в частною собственность земли, сократилось с 42% до 27,8%. Также существенно уменьшилось количество желающих открыть собственное дело и работать у частного предпринимателя. Последних стало меньше на 15%.
Отдельная часть опроса была посвящена исследованию постреволюционных настроений. Так, спустя два с лишним месяца после «третьего тура» выборов 55,7% опрошенных сказали, что голосовали за Виктора Ющенко, и 27,9% — за Януковича. Замдиректора Института социологии Евгений Головаха отметил, что это достаточно закономерный, с точки зрения трансформаций общественного мнения, результат — обычно спустя какое-то время после выборов часть избирателей «забывает», за кого голосовала, и присоединяется к электорату победителя. Среди настроений, которые преобладали у населения в первые дни после завершения президентских выборов, преимущественно позитивные: надежда (38%), удовлетворенность (27%), радость (19%). Но были и негативные (наверное, среди избирателей, поддержавших Виктора Януковича): тревожность (18%), разочарование (15%), опасения (13,5%). Это лишь несколько бросающихся в глаза цифр и тенденций из очень масштабного исследования. Подробнее о нем — в одном из ближайших номеров газеты, а также в традиционной рубрике «Социологическая служба «Дня».