Больше недели входы на территорию Администрации Президента плотно перекрыты шеренгами бойцов внутренних войск. Сюжеты, в которых молодые девушки повязывают на щиты правоохранителей оранжевые ленточки, приносят им цветы и шарики апельсинового цвета, облетели уже весь мир. Суровые лица оттаивают под мелодии знакомых с детства песенок из мультфильмов. И только по губам стражей порядка можно понять, что они поют про себя песенку кота Леопольда «Неприятность эту мы переживем».
Подступы к АП со стороны улицы Лютеранской. Несколько сот демонстрантов с флагами. Из церкви выходят молодые люди с оранжевыми элементами в одежде — крестятся, одевают головные уборы и возвращаются к своим.
Для того, чтобы корреспондент «Дня» попал не территорию АП, нужно было пройти два «блок-поста». Первый рубеж удерживают сами демонстранты. Они выстроились в две шеренги и стоят спинами к бойцам внутренних войск. Этим они символизируют свою неагрессивность к правоохранителям, и в то же время сами следят за порядком во избежание провокаций. Между ними и спецназом пара метров «ничейной» земли.
Руководитель заслона демонстрантов долго изучает редакционные удостоверения, сверяет наши лица с фото и пропускает внутрь. Сопровождаемые представителями внутренних войск, мы с фотокором проходим цепь бойцов и оказываемся на территории АП. Здесь пустынно и только перед входом в помещение Администрации Президента прогревают двигатели две водометные машины болотного цвета. Мимо нас проходит отряд «Беркута». Идут принимать пищу.
Во внутреннем дворе многолюдно. К дизельным полевым кухням стоят очереди солдат, одетых в «мирную», привычную форму — без бронежилетов и шлемов. В меню — бульон, рис с курицей, пирожки с капустой, булочки, чай. Колоритный пышнощекий повар насыпает порции в котелки, и солдаты собираются в группки вокруг столиков трапезничать.
Сегодня (четверг. — Авт. ) охрану АП обеспечивают Западный и Центральный военно-оперативные резервы (ВОРЕЗы). Но это не значит, что здесь находятся, к примеру, одни львовяне. Только 35% состава — контрактники. Остальные 65% «срочников» представляют всю Украину. Например, татарин Арсен Абибулаев служит в Луцком батальоне внутренних войск (в/ч 1141). Дожидаясь своей очереди к котлу он рассказал, что службой доволен: «Условия хорошие. Выступаю на дежурство по графику. Обычно выходит один-два раза в день».
Начальник отдела воспитательной работы управления Западного территориального командования внутренних войск МВД Украины подполковник Игорь Гузар приглашает попробовать солдатскую кухню. По дороге рассказывает, что ситуация изменяется, напряжение потихоньку спадает. Поэтому количество личного состава уменьшается. «Настроение у ребят неплохое. Конечно, родители волнуются. Некоторые приезжают сюда, но убедившись, что все нормально, успокаиваются. Кроме того, мобильные телефоны есть практически у всех, так что солдаты поддерживают контакт с домом, — говорит Игорь Гузар. — Настроение и у протестующих и охраняющих — ожидание того, что вопрос наконец-то решится политическим путем и каждый возвратится к своим делам».
За совместной трапезой слова подполковника подтверждает начальник инженерной службы (в/ч 3005) майор Владимир Приходько: «Нет душевного спокойствия. Ждем, когда определится наше правительство. То что происходит в стране — ненормально. Мы смотрим хладнокровно на все, что происходит за забором. Думаю, что у протестантов также не очень хорошее настроение». Он рассказывает, что за время службы провокаций не было с обеих сторон. И хорошо отзывается о координаторах демонстрантов: «Видимо все это очень грамотно организовано».
Военные рассказали, что ВОРЕЗы в последнее время охраняют АП по двое суток. По истечении этого времени части отправляются на отдых в распоряжения за пределами Киева, чтобы через два дня снова заступить на караул. Когда меняются ВОРЕЗы, руководство договаривается с оппозицией и проводит на территорию АП машины с питанием. Дабы не усложнять ситуацию, военные позволяют досматривать грузы.
Охрана территории АП ведется в так называемых боевых цепочках. Солдаты вооружены только специальными средствами, которые предназначены для собственной защиты. Огнестрельного оружия у них нет. Кстати, после заявления командования о том, что огнестрельное оружие применяться не будет, напряжение в рядах защитников правопорядка спало.
На протяжении двух часов (а именно столько длится вахта) солдаты не могут разговаривать. Боевая цепочка дает людям напротив понять, что это единый механизм, который специально подготовлен для службы в таких условиях. По словам самих бойцов, физически нести дежурство не трудно, но очень тяжело морально, потому что их постоянно хотят в чем-то убедить. На это они отвечают: «У нас единственное знамя — Государственный флаг Украины».
С той ночи, когда демонстранты впервые пришли под стены АП, после заявлений лидеров оппозиции, в ряде СМИ прошла информация, что в Украину прибыли росийские спецвойска. Согласно этой информации, именно они могли применить силу против демонстрантов. Начальник управления Западного территориального командования внутренних войск полковник Олег Тамкив официально заявил «Дню», что никакого «Витязя» на территории города Киева и вблизи нет. «Я хотел бы, чтобы наши жители уважали свои спецвойска и свои части. Мы не хуже подготовлены», — сказал он.
Мы отходим с полковником от шеренги, расположенной со стороны Институтской. В это время некоторые из демонстрантов вплотную подходят к щитам и фотографируются на фоне бойцов оцепления. Олег Тамкив так описал ситуацию:
— Наша задача — не допустить незаконного проникновения на территорию Администрации Президента. Обстановка сейчас стала более стабильной. Я не вижу уже былой активности с той стороны. Хотя хочу отметить, что со стороны людей, которые стоят напротив нас, я никогда не видел агрессии. Мы с ними прозрачно, толерантно решали все вопросы, к примеру, отправки личного состава на отдых. При этом мы позволяли досматривать машины. Хочу добавить, что акция протеста очень хорошо организована, и я хотел бы обратить внимание на выдержку обеих сторон. Настроение личного состава боевое, так как командующий внутренними войсками генерал Попков неоднократно заявлял, что внутренние войска находятся вне политики и наша главная задача — выполнение конституционного долга.
Мы всегда были уверенны в здравомыслии нашего народа и понимали, что люди хотят знать правду. К тому же люди имеют право высказать свое мнение. Мы уверены, что у нас нормальный народ, ведь мы тоже его составная. И если мы одели форму, то это еще не значит, что мы — не такие.