Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Бизнес-инкубаторы по-украински

80% торговцев на рынках имеют высшее образование
28 июля, 2001 - 00:00

По словам начальника Управления защиты прав потребителей Владислава Ермакова, украинские рынки, в первую очередь, являются «первоклассным полигоном» для пополнения холодильников наших сограждан некачественным, зачастую небезопасным для здоровья контрабандным товаром. Кроме того, большинство рыночных продавцов совершенно не подготовлены для такого вида деятельности, не знают законов и правил, которыми должна регулироваться цивилизованная торговля. Причина этого, сказал В. Ермаков, состоит в том, что 80% новоявленных «предпринимателей» не являются выпускниками специальных учебных заведений, которые готовят работников торговли. Это люди с высшим образованием, но... с дипломами учителей и инженеров, невостребованность которых в своем виде деятельности вынуждает их к попыткам искать и себя, и сносный заработок, в абсолютно незнакомой им сфере. Желание этих людей за короткое время заработать определенную сумму денег, помноженное на некомпетентность, приводит к нарушению правил торговли, безответственности и реализации дешевого, но сомнительного качества товара, отметил В. Ермаков.

Статистика проверок за 6 месяцев текущего года свидетельствует, что почти на каждом рынке грубо нарушаются права потребителей — правилами торговли пренебрегли 94,7% предпринимателей, чье рабочее место подверглось «ревизии». Недобросовестные торговцы в первую очередь «грешат» обманом покупателя, продажей товара без сопроводительных документов. В результате около 40 % проверенной продукции было забраковано и снято с реализации. Кроме того, большинство рынков не имеет ветеринарных лабораторий (они существуют лишь на 1300-х из 2514), обязательных контрольных весов. При этом треть измерительной техники является собственностью самих продавцов, а так как проверить правильность всех измерительных приборов не представляется возможным, случаи недовеса в процессе покупки-продажи стали печальной нормой.

Улучшению «базарного климата», по мнению специалистов из Госстандарта, может способствовать лишь создание цивилизованной законодательной базы. Единственным документом, которым на данный момент пользуются контролирующие органы, являются «Правила торговли на рынках» образца 1996 года. А они по причине своей неактуальности не учитывают теперешнюю ситуацию в торговле и содержат ряд совершенно бессмысленных положений, сказал Л. Буряк. Например, выявленный специалистами фальсификат, согласно Правилам, подлежит уничтожению его владельцем, о чем продавец-нарушитель должен предоставить органам контроля соответствующий документ. Формально все выполняется, но никто не может дать гарантии того, что часть «уничтоженного» товара не «всплывет» через какое-то время на соседнем лотке.

Отметим, что в мае нынешнего года Президентом был подписан Указ «О мероприятиях по усовершенствованию функционирования рынков продажи продовольственных и непродовольственных товаров». В данный момент различными структурами для внедрения его в жизнь разрабатываются соответствующие концепции, однако у разных контролирующих органов существуют свои взгляды на проблему, часто не устраивающие их коллег из других учреждений. Так, например, в проекте документа, который подготавливается Комитетом по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, работникам Госкомстата предлагается предупреждать предпринимателя не менее чем за 10 дней о том, что к нему едет проверка. Совершенно очевидно, что нагрянувшая таким «внезапным» образом комиссия фактов нарушения, скорее всего, не обнаружит, потратив, к тому же, на бессмысленную поездку деньги из госбюджета. А если все же и за эти 10 дней предприниматель не успеет припрятать товар сомнительного качества, комиссии рекомендуется не штрафовать нарушителя, а... совместно с ним разобраться в причинах допущения подобных «проступков».

А пока проекты соответствующих документов по улучшению состояния рынков проходят стадию разработки, специалистам остается лишь расследовать факты нарушений по поступающим от населения обращений. В прошлом году 88% процентов жалоб были удовлетворены в пользу потребителя. А также как можно чаще с помощью СМИ предостерегать покупателей от подделок, объясняя, чем отличаются фальсификаты товара от оригинала. Последнее, кстати, оказывает медвежью услугу самим контролирующим органам — как только распространяется данная информация, дельцы из подполья берут ее на заметку и совершенствуют свои подделки. Так что «курсы повышения квалификации фальсификаторов» работают безукоризненно.

Наталья МЕЛЬНИК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ