На протяжении двух месяцев общественная организация «Право» совместно со специалистами в сфере строительства автомагистралей осуществляли инспекцию дорог области, которые были отремонтированы или построены с августа 2016-го по август 2018 года, то есть имеют гарантийный срок обслуживания. А это практически треть дорог государственного и 80% местного значения. По результатам проверки, из 28 участков только на одном не обнаружено ни одного дефекта. Он находится на трассе М-12 в сторону Хмельницкого. На остальных — «асфальт может сойти вместе со снегом после зимы», — говорит координатор проекта Виталий Дорох.
«Если говорить о Винницкой области, то общая протяжность всех автомобильных дорог составляет 9 517,6 км. Из них государственных дорог — 1 997,9 км, а протяжность местных — 7519,7 км, — рассказывает Виталий. — Во время проведения мониторинга мы осуществили пять двухдневных выездов, обследовали 80% отремонтированных дорог государственного значения и ориентировочно 80% отремонтированных дорог местного. Во время мониторинга пользовались только уровнем и рулеткой, но их, поверьте, было достаточно, чтобы написать отчет на 150 страниц с многочисленными нарушениями и изъянами».
Как говорят общественные эксперты, чаще всего были обнаружены такие повреждения дорожного полотна, как колейность, выкрошение, проседание, заниженная обочина и выбоины на обочине. Также они задокументировали отсутствие маркировки на дорожных знаках и отбойниках, их ненадежное крепление, что может «разрезать» автомобиль, если тот на скорости вылетит на обочину. Но больше всего нареканий звучало именно по поводу качества битумной смеси и состояние дорожного покрытия в целом.
«Мы не имели средств для исследования состава битумного вещества, но очевидно оно у всех подрядчиков достаточно низкого качества. Именно из-за этого практически на каждом обследованном участке мы обнаруживали выкрошение дорожного полотна, а это значит, что после зимы там будет выбоина, — отмечает эксперт проекта Елена Черний. — На одном из отрезков дороги международного значения М-21, где сделали ремонт с помощью пневмоструйной технологии, битумная эмульсия выступила на поверхность, что свидетельствует о проседании покрытия. Причем мы фиксировали этот момент еще до нанесения на разметки, то есть ремонт был «свежим». Или же другой случай: на дороге, где наносят дорожную разметку, появилась продольная трещина около обочины шириной почти один сантиметр. В дальнейшем этот кусок дорожного покрытия просто сдвинется на обочину и продолжится разрушение. И это странно, ведь технический надзор должен проверять дорогу на разных этапах ее строительства и реагировать, принимать определенные меры. Но, похоже, с этими дефектами никто не считается, потому что они есть на всех дорогах — тех, которые отремонтировали, и которые только ремонтируются».
Все материалы с задокументированными дефектами общественные активисты должны передать Службе автомобильных дорог области, а также — в прокуратуру, которая уже обратилась к ним с просьбой предоставить подробный отчет и фотодоказательства, чтобы проверить целесообразность освоения бюджетных средств, потраченных на ремонт дорог Винничины.