В понедельник в обстановке отнюдь не официальной, а скорее
домашней, правда, не лишенной торжественности, произошло знаменательное
событие. Банк «Аваль» стал генеральным спонсором Национального академического
драматического театра им. И. Франко. О чем и был подписан соответствующий
документ. По этому поводу в «Аваль» на встречу с руководством банка приехали
актеры во главе с Сергеем Данченко и Михаилом Захаревичем, генеральным
директором театра. Обменивались комплиментами и теплыми словами, что воспринималось
вполне органично. Как и должно быть между добрыми партнерами. Ведь речь
действительно идет не о разовой помощи или имиджевой акции, а о долговременном
партнерстве.
Например, банк обязуется ежеквартально выделять средства
для обновления репертуара театра на основании спонсорской помощи. Президент
«Аваля» Федор Шпиг эту формулировку конкретизировал: сто тысяч гривен ежегодно.
Это, во- первых, немало, а, во-вторых, крайне актуально для франковцев.
Ведь у них, как минимум, пять премьер ежегодно и каждый раз, признался
Сергей Данченко, «мы выкручиваемся как можем». Ведь ни государственных
дотаций, ни заработанных (вернее — тех, что не съели налоги) театром денег
собственно на постановки не хватает. К тому же в рамках сотрудничества
«Аваль» будет участвовать в инвестировании культурных программ театра.
Планирует установить три именные стипендии ветеранам театра. «Кому именно
— вы должны решить сами», — сказал президент банка. И наконец, еще одна
приятная для франковцев да и всех киевских театралов перспектива. С помощью
банка 12-летнее строительство малой сцены театра, похоже, все-таки завершится.
Федор Шпиг поделился еще одной идеей: открыть при театре ресторан, который
бы стал чем-то вроде культурного клуба. Главное, в один голос и разве что
не стуча по дереву, повторяли Сергей Данченко, Богдан Бенюк и другие участники
встречи, чтобы все эти планы стали реальностью.
Впрочем, и это также признавали франковцы, у них нет оснований
для сомнений. Во- первых, с «Авалем» они дружат не первый день и эта дружба
вполне действенная. Во-вторых, к благотворительности банк подходит с хозяйской
основательностью и последовательностью. Например, решили вместе с банком
«Эталон» каждый год устанавливать памятник известным литературным героям
и появились на киевских улицах бронзовые Паниковский, Проня Прокоповна
и Голохвастов. Если взялись помогать мужскому квартету «Явір», то и делают
это уже шестой год. Подобных примеров немало. Так что сотрудничество банка
и франковцев по всему выходит — всерьез и надолго. И это хорошо. Плохо,
что «Аваль» первый и единственный, кто на подобный шаг пошел.
Впрочем, я бы не стала торопиться и обвинять отечественных
предпринимателей в несознательности, непатриотичности и равнодушии к судьбе
украинской культуры. В том-то и дело, что желающие вкладывать деньги в
Национальную оперу, например, или телеканал «Культура», есть. Но, признается
Богдан Ступка, который на встрече присутствовал как лицо дважды заинтересованное,
будучи не только министром культуры и искусств, но и актером Театра им.
И. Франко, они ждут. Ждут, когда будут приняты законы о гастрольной деятельности,
о неприбыльных организациях, о меценатстве и о культуре. Иначе говоря,
когда благие намерения предпринимателей будут подкреплены законодательно
и поддержаны государством, что делается во всем цивилизованном мире, к
коему мы так хотели бы себя причислять. Кстати, в том же мире государство
помогает единицам и культура существует в основном за счет частного капитала.
У нас, убежден Богдан Ступка, иного пути тоже нет. Так, может, не надо
его искусственно загораживать.