Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Быт замучил. Но не всех

30 марта, 2005 - 20:47
«АССОРТИМЕНТ» БЫТОВЫХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ В УКРАИНЕ, ПОХОЖЕ, ВСЕХ УСТРАИВАЕТ. ДРУГОЙ ВОПРОС — ЧТО ЦЕНА ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА СООТВЕТСТВУЕТ КАЧЕСТВУ / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

Плохо стригут, моют, чистят. Согласно данным, обнародованным Главным управлением по защите прав потребителей столицы, за прошлый год в эту организацию поступило более 3,5 тысяч заявлений и жалоб. 628 раз жители Киева ругали низкое качество непродовольственных товаров импортного производства (в том числе 236 обращений касалось обуви), 238 заявителей выразили свое недовольство качеством выпускаемой в Украине провизии (21 раз пожаловались на «плохие» макароны и хлеб, 45 обращений — по поводу некачественного алкоголя). В Управлении отмечают снижение числа обращений по поводу качества отечественных непродовольственных товаров, нарушений правил торговли и в сфере рекламы, предоставления бытовых услуг. Тем не менее, 1678 жалоб, то есть, как несложно подсчитать, почти каждая вторая заявка, касается именно работы «бытовой сферы».

Президентский Указ «О коммерциализации служб быта» вступил в силу еще в 1992-м. Однако оправилась эта сфера после перехода страны из одних социально-экономических реалий в другие — лишь году в 2001-м, отмечает начальник управления потребительской политики и контроля за услугами Госпотребстандарта Сергей Литвиненко. Причин этому масса. С одной стороны, к примеру, такие услуги, как починка одежды или обуви, ремонт бытовой техники, были весьма затребованы — не у каждого жителя Украины в 90-х находились средства на покупку новых вещей. С другой — подобные социально-необходимые услуги в советское время дотировались. Посему — в новой для Украины «эре» сохранились они лишь в больших домах быта, оказывавших 40—60 и более видов различных услуг. Да и то: «минусы» нерентабельных перекрывались за счет более популярных видов — таких, как фотография, парикмахерская и т. д.

О селе — и вовсе говорить нечего: по словам начальника бытового обслуживания населения Киевгорадминистрации Василия Щербенко, раньше в определенный день в село приходила машина и забирала из комплексного приемного пункта в город все то, что нуждалось в ремонте. Масштаб развала системы бытовых услуг в «переходном периоде» впечатляет: еще три-четыре года назад сумма, на которую предоставлялись такие услуги сельскому жителю, в год составляла... 10 копеек (!).

Но более всего, по словам В. Щербенко, «досталось» таким энергоемким видам услуг, как бани и прачечные. С первыми, кстати, имеется проблема и по сей день, говорит С. Литвиненко: если остальные виды бытовых услуг развиваются нынче стабильно, то недостаток недорогих общественных «помывочных» — налицо, особенно в тех регионах, где существуют перманентные перебои с водой вообще, а с горячей — в частности.

Однако постепенно этот рынок начинает возрождаться. За один только прошлый год сеть предприятий бытового обслуживания столицы выросла на 317 объектов и составила 3165 единиц, — здесь работают около 25 тысяч человек. Предоставляют они около 2-х тысяч различных видов услуг. Больше всего у нас салонов красоты и парикмахерских — 768, 637 мастерских предоставляют услуги по ремонту обуви, 242 центра — ремонтируют сложную бытовую технику и теле-аудио-видеоаппаратуру, 256 — предоставляют фотоуслуги, 203 ателье занимаются индпошивом одежды, и т. д. За год один киевлянин тратит на бытовые услуги в среднем 125 гривен.

Однако крупные фирмы в обиде на мелкие. По словам директора дома быта «Оболонь» Зинаиды Потаповой, первых и вторых поставили в неравные условия. Фирмы, которые предоставляют один вид услуг, работают по единому налогу. Большие дома быта рассматривают как представителей среднего бизнеса — «Оболонь», говорит З. Потапова, платит около 18 видов налогов и сборов плюс отчисляет 15% с фонда заработной платы. После всех вычетов (за прошлый год, к примеру, у «Облони» они составили 1,5 млн. гривен) ничего не остается на собственное развитие, сетует директор. «Неудивительно, что расценки на услуги не могут спускаться ниже определенного уровня», — говорит С. Литвиненко. Так что сохранение социально необходимых услуг — нередко добрая воля или руководителей фирм, или местных органов власти: последние могут заключить договор с предприятием на предоставление бесплатных услуг определенным группам населения взамен на некоторые льготы. «Понятно, что подобное происходит далеко не повсеместно», — говорит он.

Как бы там ни было, однако выбора в бытовой сфере у украинцев стало больше, что хорошо. Плохо — что мы до сих пор идем нередко путем проб и ошибок, отмечает начальник управления: количество предприятий далеко не всегда является залогом качества. Много нареканий, по словам С. Литвиненко, на работу химчисток — в основном на несоблюдение условий договора. Нужна, по его словам, и сертификация парикмахерских. Нередко, говорит он, авторские мастерские забывают, к примеру, о том, что существует такое понятие, как технологическая карта стрижки, из за чего и возникают конфликты с клиентом. А потребитель забывает о существовании ГОСТов. И о том, что имеет по Закону право на объективную и достоверную информацию. Ее отсутствие и есть самое частое нарушение на предприятиях, как говорили раньше, бытового обслуживания».

Наталья МЕЛЬНИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ