Украина фактически оформила материалы для подачи в Международный арбитраж для решения газового спора с Россией об условиях снабжения газа. Об этом заявил в интервью газете «Коммерсант-Украина» глава государства Виктор Янукович.
«Позиция России для нас категорически неприемлема, и если она не изменится, мы пойдем в Международный арбитраж. Есть система международных судов — это и Стокгольмский суд, и Международный арбитраж в Гааге. Да, суд — это чрезвычайная мера, но вы же видите, за полтора года (переговоров) мы не сдвинулись с места», — детализировал он. «Уже полтора года ведем переговоры на эту тему и платим изо дня в день, месяц за месяцем по имеющимся контрактам. Полтора года переговоров не увенчались успехом — когда-то же их нужно заканчивать!», — намекнул глава государства на то, что последующие переговоры с соседкой почти не имеют смысла.
По словам Януковича, Украина не хочет уступок, а стремится установить справедливую газовую цену. «Если посмотреть на реальные цены, например в Германии, то мы платим приблизительно на 200 долларов больше. И мы бы хотели понять, за что нас карают! А транзитный тариф в Германии в два раза выше, чем в Украине. Почему? Для нас эта переплата — а мы считаем, что переплачиваем, — составляет 5-6 миллиардов долларов ежегодно. А за 10 лет контракта — 60 миллиардов долларов! Если смотреть в контексте ежегодного бюджета страны — это приблизительно 20%», — отметил он в интервью изданию. То есть из каждой бюджетной гривны, по его подсчетам, 20 копеек идет в уплату за газ. По словам Януковича, «это несправедливо, и к тому же экономика не может долго выдерживать такую цену».
Какие шансы на успех имеет Украина в Международном суде? И о чем свидетельствует такой вариант развития событий? Об этом «День» спросил отраслевых экспертов.
Павел КАЧУР, экс-министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины:
— Суд — последняя инстанция, где разрешаются все споры. Очевидно, что прежде чем пойти на такой шаг, власть делала много усилий, чтобы урегулировать газовый вопрос без лишней шумихи. Конечно, если бы подумали о его решении еще до подписания Харьковских соглашений, когда Украина имела весомый аргумент (продолжать или нет срок пребывания российского Черноморского флота в Севастополе), то наша соседка была бы более покладистой. И газовый вопрос удалось бы решить за столом переговоров, не обращаясь в суд. А сегодня Россия открыто демонстрирует нежелание садиться за стол переговоров. Поэтому Украине ничего не остается. Обращение в суд — это вынужденный шаг. Теперь украинской власти нужно сделать все, чтобы этот шаг стал еще и правильным. По моему мнению, самый большой позитив судебного решения газового вопроса заключается в том, что в таком случае не будет политических манипуляций и торгов во время переговоров о снижении цены на газ. Думаю, что Украина имеет много сильных сторон как в политической, так и сугубо экономической (транзит, хранилища газа) плоскостях. Поэтому мы будем иметь хорошие шансы в суде.
Владимир ОМЕЛЬЧЕНКО, ведущий эксперт энергетических программ Центра имени Разумкова:
— Я, безусловно, поддерживаю такую инициативу Президента. Это нужно было сделать еще год назад. Других действенных рычагов влияния на Россию нет. Правительство уже перепробовало все возможные способы договориться: делался акцент на партнерские отношения, на реализацию общих проектов по добыче углеводородов, рассматривался вопрос замены газа на уголь в структуре формирования цены на российское голубое топливо и тому подобное. Но с российской стороны — ни одного ответа, потому что вопрос газа для нее — политический, а не экономический. Россия относит Украину к зоне своих национальных интересов и сейчас активно занимается восстановлением своего влияния на постсоветском пространстве. Подписанный в 2009 году газовый контракт рассматривался Россией исключительно как инструмент ее геополитики.
Готовность страны разрешить газовый спор в суде свидетельствует о том, что украинская газовая демократия взрослеет, отдавая предпочтение цивилизованным инструментам для решения конфликтов.
Думаю, что газовая дискуссия не дойдет до вынесения решения Стокгольмским арбитражем. Если украинская сторона грамотно оформит свой иск и правильно начнет судебный процесс, тогда в России будет не много шансов для победы, и ей придется не доводить дело до решения суда. В то же время она будет пытаться применить к Украине экономические санкции (ограничение импорта товаров из Украины, также не исключены информационные войны).