Сегодняшний день многие киевляне пометят в своем календаре черным цветом. С 22 ноября, распоряжением киевского мэра Александра Омельченко, в Киеве вводятся новые цены на хлеб и хлебобулочные изделия. Цена буханки «украинского» весом 1,25 кг будет составлять 1,72 грн., весом 1 кг — 1,4 грн., а белого пшеничного хлеба из муки первого сорта весом 0,75 кг — 1,52 грн. Еще больше поднялись цены на продукцию, необходимую старикам и больным. Хлеб пшеничный с отрубями из муки высшего сорта весом всего 0,5 кг теперь можно будет купить за 1,4 грн., белковый билычанский из муки высшего сорта (вес 0,2 кг!) — за гривну, стограммовый рогалик с сорбитом — за 43 копейки (4,3 грн. за килограмм).
А всего тремя днями ранее население получило из рук вице-премьера Ивана Кириленко «успокоительные пилюли». Мол, правительство не ожидает значительных колебаний цен на зерновом и хлебном рынке... до поступления зерна нового урожая ввиду наличия внутренних запасов продовольственной пшеницы и активного ее импорта. По словам аграрного вице-премьера, запасы продовольственного зерна в Украине составляют как минимум 2,5 млн. тонн, из которых на потребность хлебопекарной отрасли будет направлено более 2 млн. тонн. При этом Кириленко отметил, что ввиду действия режима льготного ввоза продовольственного зерна до конца этого года ожидается его импорт в объеме миллиона тонн, а в январе—июне — еще 1,5 млн. тонн. (Эксперты оценивают необходимый объем импорта Украиной продовольственного зерна в 2003/2004 маркетинговом году в размере 4,2 млн. тонн).
Между тем, в те же дни хлебопеки предсказывали, что цены на «социальные» виды хлеба в Украине до конца ноября повысятся на 30 копеек за килограмм, а на другие виды хлеба и муку высшего сорта — даже на пятьдесят копеек за килограмм. Похоже, правительство считает это повышение незначительным. Но это оценочное суждение, очевидно, исходит «из состояния кошелька». Экспресс-опрос, проведенный «Днем» в ближайшем гастрономе, показал, что термометр общественных настроений в связи с хлебной проблемой приближается к точке кипения. Особенно возмущены пенсионеры. Ольга Макарова, Валентина Лещенко, Николай Ковальчук, Ольга Деревьянко, Сергей Марченко говорили о том, что для их семейного бюджета повышение цен будет сильным ударом, и при этом без всякого пиетета отзывались о власти. Что касается обещанных компенсаций, то Ковальчук отметил: «Их дадут из наших же денег — после того, как государство получит изъятое у нас повышенными ценами».
Впрочем, эмоциональной критики правительства сегодня больше, чем экономически аргументированной. Кабмин в этих условиях вынужден балансировать между проблемами беднейшего населения и экономикой предприятий хлебопекарной и мукомольной промышленности, которые оказались крайними из-за действовавших до последнего времени ценовых ограничений на их продукцию. В результате негативные последствия зернового кризиса распределены между этими предприятиями (5-процентным ограничением рентабельности производства этой продукции) и местными властями, которым предписывается принять меры по защите малообеспеченных слоев населения за счет местных бюджетов. Пекари довольны, поскольку до настоящего времени рентабельность производства «социальных» видов хлеба составляла минус 10—15%. Вице-президент Всеукраинской ассоциации пекарей Евгений Ленг отмечает: «Положительно, что правительство решило ограничить не цену, а рентабельность. Это компромисс власти с отраслью», — сказал Е. Ленг. А вот местные власти, скорее всего, недовольны, и, занимаясь поиском финансовых источников для компенсаций, в первую очередь, очевидно, будут уповать на центральный бюджет. Эту ситуацию правительство, по-видимому, также принимает во внимание и уже сконцентрировало на депозитах Нацбанка 7,5 млрд. грн. (из них в гривне — 4,7 млрд. грн.), полученных в связи с профицитом в исполнении бюджета. Такая осмотрительность, безусловно, похвальна. Но не ударит ли она по экономике другим концом, подрывая ликвидность банковской системы? Этот вопрос вчера был поставлен Нацбанком.