Рост цен на бензин вызван отменой пошлин на импорт нефтепродуктов, заявил вчера премьер-министр Украины Николай Азаров. «Отмена пошлин на импорт нефтепродуктов в прошлые годы привела к монополизации рынка со стороны импортеров: их доля на рынке достигла 60%. Это позволило им ввести ценовой диктат, что увеличило стоимость топлива практически до европейского уровня», — пояснил премьер. Бросив камень в огород иностранных нефтетрейдеров, Азаров параллельно заверил, что правительство делает все для проведения последовательной политики возрождения отечественной нефтеперерабатывающей отрасли. «В том числе путем защиты отечественного рынка от излишних объемов импорта», — резюмировал Николай Янович. Правда, что имеется в виду, господин Азаров не уточнил.
По информации премьер-министра, ситуацию с большими ценами на АЗС уже решают. Так, Министерство энергетики и угольной промышленности подготовило программу возрождения нефтепеработки в Украине, которая предусматривает увеличение переработки отечественными нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) до 14 миллионов тонн нефти в текущем году (с 11,1 миллионов тонн в 2010 году. — Ред.) и дальнейшую модернизацию заводов. Снизить цены может помочь и Антимонопольный комитет Украины, который до средины февраля планирует огласить результаты в деле по факту стремительного повышения цен на бензин марок А-95 и А-92 в конце 2010 года и первые дни 2011 года в основных сетях автозаправочных станций.
«Таким образом, в текущем году правительство планирует обеспечить рынок качественным и дешевым топливом», — подытожил Азаров.
Чего же ждать рынку от таких заявлений? А также помогут ли озвученные действия сбить цену на бензин в рознице? Об этом «День» спросил экспертов.
КОММЕНТАРИИ
Геннадий РЯБЦЕВ, эксперт по энергетическим вопросам, заместитель директора Научно-технического центра «Психея»:
— Заявления свидетельствуют о том, что действия правительства будут направлены на повышение управляемости рынком. Это может привести к тому, что останутся лишь отдельные компании. А слабая конкуренция — одна из главных проблем данного сектора сейчас. Как раз ее и следовало бы решать правительству. Кроме того, стоит также подумать о единых правилах игры для всех участников рынка. На мой взгляд, нельзя пока обвинять в росте цен на бензин только импортеров, ведь еще не завершила свою работу специальная комиссия, которая с января начала изучать этот вопрос. Кроме того, доля импортного топлива на рынке не такая уж и большая — всего около 40%. Относительно же роста цен могу сказать, что сегодня средняя цена А-95 — 8,63гривны за литр по Украине. И предпосылок к ее уменьшению или увеличению в ближайшем будущем нет, потому что тенденции на мировом нефтяном рынке спокойны.
Сергей КУЮН, директор «Консалтинговой группы А-95»:
— Мне кажется, что премьер-министра, наверное, умышленно дезинформируют о реальной ситуации на рынке, чтобы склонить его на чью-то сторону. В частности, речь идет о том, что сейчас одно из министерств перешло к неприкрытому лоббированию введения пошлины на импортные нефтепродукты. Разные звучали цифры относительно оценки доли импорта на внутреннем рынке, но 60% — это откровенная дезинформация. По официальным данным, в 2010 году доля импортных нефтепродуктов была 40%, а в январе 2011 года — 30%. Причем импортные поставки — в основном топливо того класса (Евро-4 и 5), которое у нас практически, либо же вообще не производится.
Теперь о ценовом диктате и о его виновниках. За счет добычи собственной нефти Украина может обеспечить только 10-15% своих потребностей. Недостающую нефть страна вынуждена импортировать. Поэтому, даже увеличив объемы переработки нефти, о чем говорит премьер-министр, ждать снижения цен не стоит. Не решить вопрос с высокими ценами и введения дополнительной пошлины на импортное топливо, ведь — это дополнительный налог, который придется платить потребителю. Да, сегодня жители многих стран Европы протестуют против больших цен на бензин, но для ценовой стабилизации там снижают или диверсифицируют налоги, а также увеличивают конкуренцию на рынке. У нас наоборот: внутренний рынок могут закрыть для импортеров, введя импортную пошлину. Эффект от этих действий будет обратным — дальнейший рост цен и монополизация рынка.
На мой взгляд, решать данную проблему в Украине надо за счет развития внутреннего производства, закрывая схемы нелегальных поставок нефтепродуктов, которыми рынок сегодня переполнен. Это контрабанда и фальсификат. По разным подсчетам, доля всего этого добра на украинском рынке составляет 20-40%. То есть на рынок течет огромное количество топлива без уплаты налогов, поэтому отечественные заводы и не могут с ними конкурировать.