Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Частица черта...»

6 февраля, 2006 - 20:25
КОНСТАНТИН РАЙКИН И РОМАН КОЗАК, ПРЕДВАРЯЯ СПЕКТАКЛЬ «КОСМЕТИКА ВРАГА», ПООБЩАЛИСЬ С КИЕВСКИМИ ЖУРНАЛИСТАМИ / ФОТО АНАТОЛИЯ СТЕПАНОВА

Два худрука Константин Райкин (художественный руководитель театра «Сатирикон») и Роман Козак (художественный руководитель Театра им. Пушкина) показали киевлянам спектакль «Косметика врага», в постановке Романа Козака.

Казалось, после Ричарда III — злодея кровавого и ужасного, сыграть более негативного героя — вне человеческих возможностей. Но, воистину, зло и талант безграничны. Персонаж, созданный Константином Райкиным в спектакле «Косметика врага» — это не злодей, перед нами, без преувеличений, воплощенное зло. Его пластика — это плавные и неуловимые движения тени, от его похабного взгляда — мурашки бегут по коже, его голос — мерзок и проникает он, кажется, в мозг, мешая плавному течению собственных мыслей. От такого субъекта хочется немедленно скрыться, не приведи Господь, повстречать такого на своем пути. Но герою Романа Козака не повезло — в зале ожидания аэропорта к нему подсаживается именно такой собеседник, от которого уже не отделаться...

Спектакль, созданный по роману бельгийской писательницы Амели Нотомб «Косметика врага» интересен актерской игрой, которая настолько филигранна, что сложные внутренние психологические загадки и проблемы передаются посредством пластики, интонации, внутреннего посыла. Текст здесь второстепенен. Перед нами — анатомия внутреннего мира человека, в котором происходит вечная борьба добра и зла — не на жизнь, а на смерть.

Этот спектакль похож на китайскую шкатулку, полную фрейдовских мотивов, комплексов, порочных страстей. Он запутывает, оглушает и отправляет зрителя в путешествие по бесконечному лабиринту подсознания. Поначалу спектакль напоминает детектив, но в своем развитии приобретает явные черты абсурда.

Постепенная мимикрия уравновешенного и выдержанного героя Козака в свое «альтер эго» происходит почти незаметно. Ну что может быть общего между солидным преуспевающим французом и омерзительным маньяком, который, явно смакуя каждую деталь, несколько часов рассказывает ему отвратительную и страшную историю своей жизни? Кажется, они — полные противоположности. Но вдруг замечаешь, что их жесты становятся похожи — одинаково нелепое подергивание плечами, неуловимо быстрое и «бесхребетное» что ли, словно у змеи, передвижение по сцене…

Почти до самого конца спектакля сохраняется интрига, кто же на самом деле этот гнусный и маниакально жестокий Текстор Тексиль — ненормальный, убийца, демон в человеческом облике? Сквозное действие персонажа Райкина — это уничтожение другого, даже если ценой этого станет собственная жизнь. Зрителей приводит в шок то, что отвратительный маньяк — это второе я добропорядочного господина, дьявол живущий под маской добродетели. «Частица черта в нас заключена подчас…»

Спектакль «Косметика врага» — о бессмысленности попытки убежать от себя, ибо добро и зло, равносуществуюющие в нас — это и есть мы сами.

Ирина ВРАТАРЕВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ