В конце восьмидесятых, когда перестройкой и не пахло, в киевской городской газете появилась рубрика «Информация к размышлению». Взятые из «Семнадцати мгновений весны» и перенесенные в развитой социализм, во времена, когда размышлять было небезопасно, слова эти звучали как вызов.
Автором субботних колонок, появлявшихся еженедельно в течение многих лет, был известный уже тогда журналист Павел ПОЗНЯК . Среди потоков казенной лжи читатель искал его публикации, и находя, начинал задумываться, присматриваться к миру, искать выход. Павлу Ивановичу доставалось от компартийных властей — не раз над ним висела угроза увольнения с «волчьим билетом». Но читатели любили его — и он побеждал.
Мы, тогда молодые журналисты «Прапора»...,, «Вечернего Киева», много спорили с ним, не соглашались и ...учились. Учились колоссальной работоспособности — он раньше других приходил в редакцию и позже всех уходил. Восхищались эрудицией: Павел Позняк — автор множества книг об истории Киева, о людях , которые ее творили. Мы завидовали его выдержке: как бы ему ни доставалось, он всегда был интеллигентен, подтянут и невозмутим. Он все переживал в себе — и это не могло не сказаться.
В свои семьдесят два года, уже работая в «Зеркале недели», он так же, как и в молодости, не признавал усталости и презирал покой. И когда три дня назад прямо в редакции ему стало плохо, не пожелал ехать в больницу.
А вчера сердце Павла Ивановича перестало биться. Он умер от инсульта.
Павел Позняк был журналистом старой закалки и старого времени. Но он научил мыслить поколение журналистов, которое свершило перестройку, а потом боролось за независимость. И поэтому каждый из нас может назвать его своим Учителем.