Издание «Автономія як шлях до ефективного менеджменту школи» напечатано в рамках шведско-украинского проекта «Поддержка децентрализации в Украине». Напомним, что новое законодательство в сфере образования предусматривает, что школы получают автономию, не только финансовую, которая упоминается чаще всего в образовательном пространстве, но и кадровую, академическую и организационную. Прежде всего у педагогов возникает ассоциация, что директор школы будет решать все эти аспекты самостоятельно. Так и должно быть, однако авторы пособия добавляют, автономия — это еще и ответственность.
«Автономия — это не только определенная свобода управленческих действий руководства школ, — отмечает эксперт шведско-украинского проекта «Поддержка децентрализации в Украине» Айдер Сеитосманов. — Как-то глава громады на Полтавщине рассказывал, что одна из директоров школ все время спрашивала, когда же заведение получит финансовую автономию. Я посоветовал спросить, а как директор уже пользуется другими формами автономии, есть ли доказательства эффективности, успешная ли в этой школе академическая автономия, кадровая, и качественно ли настроена организационная структура? Только после этого можно говорить о финансовой самостоятельности. На это директор школы не знала, что ответить».
Чтобы знали, что отвечать и как развивать возглавляемое образовательное учреждение в рамках проекта, также проходили ознакомительные визиты директоров школ из нескольких регионов Украины в Польшу. Здесь школьная автономия развивается с 2000 года. По словам эксперта шведско-украинского проекта Войтека Мархлевски, в Польше директора школ отвечают за работу своих заведений, а местные органы власти, как учредители, оценивают результаты. Директора руководят процессом обучения, занимаются подбором педагогов и стимулируют, чтобы те постоянно работали над своими навыками. Учителя могут сами выбирать учебные программы из уже существующих или разрабатывать собственные. Директор в этот процесс не вмешивается, для этого существует система контроля от кураторов, они оценивают работу учителя. Всех интересует результат — знания, которые получают ученики.
Как добавляет Войтек Мархлевски, чем более развита школьная автономия, тем лучшие результаты обучения демонстрируют школьники. А на рынке труда уже даже появилась конкуренция между успешными директорами-управленцами. Украинские заведения еще на стартовом этапе обретения различных форм автономии.
«Автономия призвана повысить качество управления учебными заведениями, — добавляет Олег Фасоля, директор Департамента образования и науки Хмельницкой ОГА. — Система управления образования на местах из-за отсутствия определенного набора и знаний и инструментов остается советской. Объявление карантина и переход на дистанционное обучение реально показали, насколько наши школы способны к реализации права на автономию. Наши школы могли доказать родителям и ученикам, как способны предоставить необходимые способы передачи знаний. К сожалению, не все школы к этому готовы, и не только из-за отсутствия интернета, а из-за отсутствия механизма взаимодействия между школой, учителями и сообществом родителей. И сейчас можно так воспользоваться правом академической автономии, чтобы с 1 сентября, несмотря на коронавирус, начать работать успешно».